Разработчики системы мониторинга СМИ «Катюша» хотят торговать с ТВ-холдингами
Телевизионщикам могут быть предложены системы измерения аудитории и поиска пиратского контентаКомпания «Сейба – российские технологии» разработала систему измерений аудитории на телеканалах, радио и в интернете, рассказал «Ведомостям» сотрудник компании. По его словам, это комплексная система, она также может использоваться для выявления пиратского контента в сети. Систему мониторинга аудитории телевидения тестировал телеканал «Звезда», а фонд ВЦИОМа анализировал результаты тестов и консультировал «Сейбу» по другим вопросам, говорит собеседник «Ведомостей». Стоимость системы он не называет. Представитель «Сейбы» от официальных комментариев отказался.
Представитель «Звезды» подтвердил, что канал тестировал технологии «Сейбы». Все прошло удачно, сообщил он, но контракт на покупку телеканал заключать не стал и продолжает пользоваться только услугами единого измерителя аудитории – Mediascope (бывшая TNS). Представитель фонда ВЦИОМа подтвердил, что консультировал «Сейбу».
«Сейба» аффилирована с одним из владельцев компании «М 13». По данным «СПАРК-Интерфакса», «Сейба» была создана в октябре 2016 г. и в равных долях принадлежит Владиславу Клюшину и Константину Голикову. Клюшин также владеет 50% компании «Лука», которой принадлежит 100% «М 13».
«М 13» известна тем, что неожиданно стала заметным игроком рынка мониторинга СМИ, социальных сетей и блогов. «М 13» разработала систему «Катюша» и успешно продала ее в прошлом году сразу нескольким ведомствам: они сменили на «Катюшу» систему мониторинга старейшего игрока этого рынка – «Медиалогии». Так, в сентябре прошлого года «М 13» стала единственным поставщиком системы мониторинга СМИ для администрации президента и правительства (сумма контракта превысила 79 млн руб.). В правительстве оказались не очень довольны новой системой, рассказывал «Ведомостям» человек, знакомый с чиновниками правительства. Но в 2015 г. ФСБ не дала добро на продолжение контракта с «Медиалогией», из-за того что у нее в числе владельцев были обнаружены офшоры.
Слишком дорого
Западные компании вроде Netflix и HBO часто используют «водяные знаки», чтобы отследить распространение пиратских копий фильмов, говорит гендиректор «Телепорт Русь» и основатель Pirate Pay Андрей Клименко. Но для российских компаний это дорого: такая защита стоит сотни тысяч долларов. В России защиту от пиратства в сети предлагают Group-IB, Pirate Pay, «Веб-контроль», но никто из них не занимается «водяными знаками», отмечает Клименко.
Впрочем, и в 2017 г. компания «М 13» получит новый контракт, следует из графика закупок Минкомсвязи, в котором «М 13» указана в качестве единственного поставщика на поставку системы мониторинга СМИ для чиновников.
«Сейба» же решила поработать на рынке измерения аудитории, говорит ее сотрудник. Компания разработала технологию встраивания неслышимых акустических «водяных знаков» в сигнал звукового сопровождения ТВ и радиовещания. Эти метки встраиваются в звуковую дорожу телеканала, создавая уникальные «водяные знаки», и практически незаметны для человеческого уха, рассказывает собеседник «Ведомостей». Эти метки содержат информацию, идентифицирующую источник контента и время его показа. Фиксировать результаты измерений «Сейба» будет на основании данных приложения для смартфонов: оно будет работать в фоновом режиме на устройствах телезрителей, согласившихся принять участие в измерениях. Звуковые метки можно использовать не только для измерения аудитории телеканалов, радиостанций и в интернете, но и для мониторинга пиратского контента в сети.
Сейчас телеаудиторию в России измеряет компания Mediascope: согласно поправкам в законы о СМИ и о рекламе с сентября 2017 г. рекламодатели имеют право размещать рекламу на федеральных телеканалах только на основании данных измерителя, выбранного специальной комиссией при Роскомнадзоре.
Mediascope получила такие полномочия на ближайшие три года. Собеседник «Ведомостей» в «Сейбе» не говорит, будет ли компания пытаться стать измерителем аудитории по истечении этого срока.
Не все телеканалы довольны тем, как Mediascope (с конца прошлого года доля в которой принадлежит «ВЦИОМ-медиа») измеряет их аудиторию. В частности, «Первый канал» считал ее методику устаревшей и давно не пользовался услугами этой компании. Хотя селлер канала Vi (теперь – Национальный рекламный альянс) продолжает продавать рекламу на базе данных Mediascope. Она измеряет аудиторию при помощи так называемых пиплметров, установленных в 5400 домохозяйствах в городах с населением более 100 000 человек.
Несколько источников на федеральных каналах ранее рассказывали «Ведомостям», что знакомы с системой измерения аудитории «Сейбы». Вчера представители «Первого канала», ВГТРК, «Газпром-медиа» и «Национальной медиа группы» отказались от комментариев или не ответили на запрос.