Сборы российских фильмов растут быстрее иностранных

Доля отечественного кино в прокате выросла до 20%
По доле русских фильмов в прокате чиновники определяют эффективность государственной поддержки кино
По доле русских фильмов в прокате чиновники определяют эффективность государственной поддержки кино / Евгений Разумный / Ведомости

По данным государственного Фонда кино, за первые девять месяцев этого года жители России потратили на билеты в кино почти 40 млрд руб., что на 8,4% больше, чем годом ранее. При этом сборы российских фильмов выросли на четверть до 7,8 млрд руб., а сборы иностранных только на 5,3% до 32 млрд руб. В результате доля отечественного кино в прокате выросла до 20% – как в кассе, так и в зрителях, указывает Фонд кино. Фонд приводит данные на основе Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС) – эта система установлена в большинстве современных кинотеатров страны.

Рост доли отечественных фильмов подтверждается и статистикой журнала «Бюллетень кинопрокатчика». По данным на 24 сентября, на отечественные фильмы приходилось 19,3% национальных сборов с начала 2017 г. и 20% проданных билетов, в тот же период 2016 г. эти показатели были равны 17,2 и 17,4% соответственно, говорит руководитель отдела аналитики журнала Андрей Белый.

Именно по доле русских фильмов в прокате чиновники определяют эффективность государственной поддержки кино. Им не нравится, что русское кино проигрывает в популярности голливудским блокбастерам. Если в 2008 г. на отечественные картины приходился каждый четвертый рубль в прокате, то пять лет спустя уже вдвое меньше. В 2013 г. их доля по числу зрителей резко выросла – до 18,2%, а в 2014–2016 гг., по данным Фонда кино, оставалась на уровне 18%.

В прошлом году касса отечественного кино росла в абсолютном значении в том числе благодаря выходу в кинотеатрах большего числа российских картин, в этом году число отечественных релизов уменьшилось. Так что доля увеличивается за счет роста средних сборов на один фильм, указывает исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев: «Для нас это показатель того, что качество российских картин растет». Два самых крупных российских релиза первой половины 2017 г. – «Викинг» от «Дирекции кино» и «Первого канала» (вышел в самом конце 2016 г. и собрал большую часть кассы в этом году) и «Притяжение» Федора Бондарчука, оба собрали более 1 млрд руб.

Низкий рейтинг не помеха

Фильм «Крым» Алексея Пиманова собрал за первый уикенд проката в России более 160 млн руб. (данные ЕАИС), что выше прогнозов аналитиков. Собрать такую кассу фильму не помешал крайне низкий зрительский рейтинг на крупнейшем российском ресурсе о кино «Кинопоиск» – 2,4 балла из 10 возможных. С такой оценкой «Крым» вошел в число худших фильмов в истории, по оценке пользователей этого ресурса.

Фонд кино прогнозирует, что и по итогам всего 2017 года доля русского кино впервые с 2009 г. превысит 20%. До конца года на экраны выйдет много больших премьер, объясняет Малышев: «Матильда» Алексея Учителя, «Салют-7» от СТВ, «Последний богатырь» от Yellow, Black & White и Disney, «Коловрат» от «Централ партнершип», «Движение вверх» от «Студии Тритэ Никиты Михалкова» и новые «Елки» от Bazelevs. Белый согласен с таким прогнозом.

А вот заметно превысить долю в 20% при сохранении того же уровня господдержки и без введения дополнительного госрегулирования будет сложно, рассуждает Малышев. Недавно Министерство культуры внесло в правительство два законопроекта, задача которых расчистить большее число сеансов в кинотеатрах под российское кино. Во-первых, прокатчики иностранных фильмов должны будут платить по 5 млн руб. с картины за выход в кинотеатры России. Во-вторых, долю одной картины в прокате необходимо ограничить в 35% сеансов в день, что в первую очередь ударит по иностранным блокбастерам.

Редактор Kinodata.pro Сергей Лавров обращает внимание на то, что российское кино, как правило, не окупается в прокате. Продюсер и прокатчик получают половину сборов, вторая остается у кинотеатров. И производственный бюджет большинства отечественных картин меньше половины сборов, объяснял Лавров. Российские компании не уходят в убытки благодаря госфинансированию, заметную часть которого они получают безвозмездно. Практически все крупные российские премьеры профинансированы государством через Фонд кино.

Российские фильмы – миллиардеры проката

Малышев согласен, что большая часть отечественных картин не окупается в прокате: «Но у продюсеров есть другие источники дохода – показ на ТВ и в онлайн-кинотеатрах. В этом смысле Россия не слишком отличается от США или Франции – там за счет проката внутри страны окупается не более 10% национального кино». Малышев согласен, что голливудские и французские фильмы зарабатывают на зарубежных рынках гораздо больше, чем российские, но говорит, что эта статья доходов у отечественных продюсеров постепенно растет. Председатель попечительского совета фонда, помощник президента России Владимир Толстой недавно заявлял «Коммерсанту», что главное – не прибыль, а возвращение доверия зрителей к российскому кино.

По доле русских фильмов в прокате чиновники определяют эффективность государственной поддержки кино