Роскомназдор пригрозил Facebook блокировкой
Соцсеть должна отказаться от хранения за рубежом данных о российских пользователях в 2018 годуРоскомнадзор заблокирует доступ к Facebook на территории России, если компания не выполнит закон о локализации персональных данных в 2018 г., сообщил журналистам руководитель ведомства Александр Жаров.
Он подчеркнул, что закон обязателен для всех: «В любом случае мы или добьемся того, чтобы закон был исполнен, или компания прекратит работать на территории Российской Федерации, как, к сожалению, произошло с Linkedin» (цитаты по «Интерфаксу»). «Мы будем добиваться, чтобы 242-й закон компанией Facebook был соблюден. В 2018 г. все будет точно», – добавил Жаров.
Ведомство осознает, что у Facebook «значительное количество пользователей» в России, но «мы понимаем, что это не уникальный сервис, есть и другие социальные сети», отметил он.
Позиция соцсети в том, что она рассматривает варианты исполнения закона, но официальных писем от компании не поступало. По словам Жарова, проверок Facebook по этому направлению в 2017 г. не намечается, «в 2018 г. мы подумаем, может быть, проверим».
У Роскомнадзора нет никаких конкретных планов закрыть доступ к Facebook в 2018 г., уточнил в разговоре с «Ведомостями» представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. Последний раз сотрудники этой службы и сотрудники Facebook общались в конце 2016 г., объясняет он: «И если позиция Twitter нам ясна, то по позиции Facebook у нас понимания нет. Надеюсь, в ближайшие месяцы мы это с ними обсудим».
Facebook должна соблюдать законы России, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:
«Есть законодательство, которое [Facebook] нужно соблюдать. Было бы некорректно давать оценки [о пользе или вреде для России] работы этой большой, но отдельно взятой компании» (цитата по ТАСС).
17 ноября 2016 г. Роскомнадзор внес сайт LinkedIn в реестр нарушителей закона о персональных данных. Спустя несколько дней доступ к сайту социальной сети деловых контактов в России был заблокирован. По закону с 1 сентября 2015 г. персональные данные россиян должны храниться внутри страны, но LinkedIn этого не делает.
Хранить и обрабатывать персональные данные россиян на территории России требует новая редакция закона о персональных данных, действующая с 1 сентября 2015 г. Под персональными имеются в виду все данные о российских гражданах, которые используются при регистрации на сайтах, совершении покупок в сети, пересылке почтовых сообщений и т. п. Закон описывает их как «любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу».
Американский сервис микроблогов Twitter ранее сообщал о планах локализовать в России персональные данные своих российских пользователей к середине 2018 г. «Мы исходим из позиции доброй воли, поскольку компания написала нам официальное письмо, поэтому до этого момента мы ее проверять не будем. А после этого момента сразу и проверим», – прокомментировал решение Twitter Жаров.
Примеры локализации персональных данных российских клиентов есть. Летом 2015 г. стало известно о намерении китайского онлайн-ритейлера Alibaba разместить свои данные в московском дата-центре компании Linxdatacenter. А данные российских клиентов южнокорейского производителя электроники Samsung переехали в московский дата-центр DataPro.