ФСБ получит доступ к данным пользователей социальных сетей и мессенджеров, получивших право работать в России

Разъяснения по этому поводу опубликовало Минкомсвязи
Описанный в приказе список данных, передаваемых ФСБ, и так в полном составе собирают системы СОРМ, объясняет основатель сайта agentura.ru Андрей Солдатов
Описанный в приказе список данных, передаваемых ФСБ, и так в полном составе собирают системы СОРМ, объясняет основатель сайта agentura.ru Андрей Солдатов / Евгений Егоров / Ведомости

Компании, зарегистрированные в реестре организаторов распространителей информации (ОРИ), по закону Яровой должны будут предоставлять персональные данные правоохранительным органам, в том числе ФСБ. Такие разъяснения размещены Министерством связи и массовых коммуникаций на портале раскрытия проектов нормативных актов. Правоохранительные органы получат доступ к следующим персональным данным: логин пользователя, его настоящие имя и фамилия, паспортные данные, адрес проживания, прописки, список языков, которым владеет пользователь, его круг общения, данные учетных записей в других сервисах, IP-адрес. Также компании должны будут предоставить переписку пользователей, файлы, которыми они обмениваются, записи аудиоразговоров и данные о платежах.

Сейчас в реестре ОРИ, который ведет Роскомнадзор, зарегистрированы мессенджеры: «Агент Mail.ru», китайский WeChat, швейцарский мессенджер Threema, социальные сети «В контакте» и «Одноклассники», Rambler и мессенджер IMO. С конца июня в реестре числится и мессенджер Telegram Павла Дурова. Он согласился предоставить необходимые данные для внесения в реестр, но отказался предоставлять доступ к личной переписке пользователей мессенджера. На прошлой неделе Роскомнадзор объявил о внесении в реестр сервиса Snapchat.

Под угрозой блокировки

Иностранные мессенджеры, которых Роскомнадзор сейчас активно вносит в реестр распространителей информации, вряд ли будут готовы исполнять требования, которые требует от них российский закон, предупреждает руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк. Он считает, что они рискуют оказаться заблокированными. «Но сейчас правоприменение всех законов, регулирующих интернет, происходит в России в ручном режиме, – заключает Козлюк. – Ни Facebook, ни его мессенджер на протяжении многих лет Роскомнадзор не может подвести ни под какое законодательство». Вопрос о блокировках сервисов, не исполняющих закон, встанет более остро в июле следующего года, когда пакет Яровой вступит в силу, говорит он.

Прошлым летом были приняты антитеррористические поправки – так называемый пакет Яровой. По новому закону операторы сотовой связи должны будут хранить данные о звонках и переписке, а при необходимости передавать эти данные ФСБ. Прежде Минкомсвязи и ФСБ не раскрывали список данных, которые должны раскрывать сервисы о пользователях социальных сетей и мессенджеров.

Также операторы и сервисы, зарегистрированные в реестре ОРИ, должны установить Системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), которые и будут передавать эти требования. СОРМ – это программно-технический комплекс, позволяющий получать доступ к телефонным переговорам российских граждан, а также обмену sms и электронными сообщениями.

Описанный в приказе список данных, передаваемых ФСБ, и так в полном составе собирают системы СОРМ, объясняет основатель сайта agentura.ru Андрей Солдатов. По его словам, доступное сейчас оборудование может выполнять требования приказа. Но Солдатов обращает внимание на тот факт, что сейчас СОРМ установлены у операторов связи, интернет-провайдеров и тех, кто владеет собственными дата-центрами.