Абонент МТС пытается взыскать 30 млрд рублей с оператора

Причиной его недовольства послужили списанные из пакета бесплатные минуты
Речь идет о списании 6 минут из пакета голосовых услуг абонента, которое, как он считает, было неправомерным
Речь идет о списании 6 минут из пакета голосовых услуг абонента, которое, как он считает, было неправомерным / Максим Стулов / Ведомости

О попытке жителя Тамбовской области Алексея Мелехова взыскать с МТС 30 млрд руб. говорится в отчете оператора за II квартал 2017 г. МТС отнесла иск к «судебным процессам, результат которых может существенно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности» компании.

Мелехов судится с оператором больше года, следует из материалов Тамбовского областного суда. У него был подключен тарифный план «Smart 022015» за 450 руб. в месяц: он включает в себя 3 Гб интернет-трафика и 500 минут звонков. Когда пакет услуг, включенный в тариф, заканчивается, абонент начинает платить по 1,5 руб. за каждую минуту исходящего вызова. Ежемесячная плата и начисление новых пакетов минут у Мелехова происходили 22-го числа каждого месяца. Но 22 июня 2016 г. что-то, по мнению истца, пошло не так: с 12 ночи до 9 утра, как подозревает абонент, МТС незаконно списала у него 6 бесплатных минут, включенных в тариф.

Мичуринский городской суд еще в январе не удовлетворил его требования, объяснив, что услуги оказывались в соответствии с условиями договора, а оснований для компенсации морального вреда нет. В соответствии же с условиями МТС абонент обязан ознакомиться с условиями договора, отмечается в материалах дела. 10 апреля аналогичное решение по апелляционной жалобе вынес Тамбовский областной суд. На этом Мелехов не остановился – в июле абонент МТС подал кассационную жалобу.

Всего за 2016 г. выручка МТС от мобильной связи в России составила 295 млрд руб. Таким образом, абонент намерен отсудить у оператора около 10% от всей суммы доходов от мобильных услуг. Речь идет о списании 6 минут из пакета голосовых услуг абонента, которое, как он считает, было неправомерным, однако все расчеты с абонентом были корректны и прозрачны, это подтвердили суды первой и второй инстанций, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Как правило, все спорные вопросы с клиентами МТС решает в досудебном порядке, но ни одна крупная сервисная компания не застрахована от подобных абсурдных разбирательств, добавляет он.

Громкие списания

История конфликтов абонентов и операторов
В 2010 г. дочь и зять абонента «Мегафона» Галины Симоновой отправились в Грецию с USB-модемом оператора и в поездке скачали несколько серий «Интернов». По приезде в Москву супруги получили от оператора счет на 1,055 млн руб. Позже «Мегафон» простил этот долг.
Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга 7 октября 2011 г. отказал петербуржцу Денису Терентьеву в иске к МТС – абонент не хотел платить 19 587 руб. за интернет-роуминг, который он не заказывал и который был предоставлен в кредит, хотя в абонентском договоре указана авансовая форма оплаты.
Летом 2017 г. МТС списала со счета москвича Антона Иванова почти 120 000 руб. за скачивание приложения с навигатором за границей. Это были ошибочные списания в роуминге и оператор вернул все средства на счет, говорит представитель МТС.

Вероятно, абонент не внес плату за следующий месяц и считал, что в его пакете еще оставались минуты, а списание средств произойдет позже, предполагает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. В любом случае сумма компенсации совершенно неадекватная, считает Кусков. С другой стороны, операторы действительно стараются повысить ценник на услуги и не всегда добросовестно раскрывают условия тарифов. Даже если предположить, что в кассации у истца есть возможность оспорить решение суда нижестоящей инстанции, заявленная сумма является чрезмерно завышенной и не отвечает принципам соразмерности и достаточности, считает юрист судебно-аналитического отдела Heads Consulting Александра Елизарова. США, например, известны своими исками о защите прав потребителя, где суды охотно присуждают несоразмерно огромные суммы в счет компенсации морального вреда клиентам, вспоминает юрист. Но правовая система США существенно отличается от российской, и в России тенденция, скорее, к занижению сумм возмещения морального ущерба.

Юрист адвокатского бюро А2 Ильяс Ягудин считает, что в России предпосылок для формирования «американского типа правосудия» пока нет: развитие судебной системы в этом направлении существенно увеличит нагрузку на суды общей юрисдикции, которая и так в настоящее время велика. Пока же компенсация морального вреда в российских судах в редких случаях превышает сумму в размере 20 000 руб., в случае, если речь не идет о вреде здоровью потребителя.