Абоненты российских операторов боятся звонить и слать сообщения в заграничных поездках
Они предпочитают пользоваться WiFi, чтобы экономитьЧаще всего в поездках за границу российские пользователи выходят в интернет через WiFi: им пользуется 91% путешествующих россиян. Мобильным интернетом на домашних сим-картах пользуется только 28% выезжающих абонентов. Об этом говорится в исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенном по заказу «Мегафона» (с результатами ознакомились «Ведомости»). ВЦИОМ опросил 1500 человек, бывающих за границей не реже чем раз в три года и живущих в городах с численностью не менее 500 000 жителей.
Звонить в поездках, используя сим-карту своего домашнего оператора, предпочитают 4% россиян, что на 3 п. п. меньше, чем четыре года назад. Одновременно доля пользователей, отправляющих sms-сообщения, сократилась с 69 до 51%. При этом доля пользователей, которые отправляют сообщения через мессенджер, увеличилась с 41 до 81%, которые совершают звонки через него же – с 43 до 76%.
Абоненты желают сэкономить
78% респондентов объясняют свой отказ от звонков в роуминге желанием сэкономить. Гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов объясняет рост популярности WiFi-сетей и мессенджеров сравнительно высокой стоимостью услуг операторов. Кроме того, сыграл свою роль и значительный рост покрытия WiFi, а также увеличение доли смартфонов на руках у пользователей.
По данным «ТМТ консалтинга», выручка операторов от международного роуминга снижается на протяжении последних четырех лет. В 2015 г. доходы российских операторов от международного роуминга сократились на 23% и составили в сумме 19,9 млрд руб. Снижение доходов от международного роуминга Анкилов объясняет как миграцией пользователей в сети WiFi, так и снижением общего количества выезжающих за рубеж абонентов. Сами игроки большой четверки доходы от международного роуминга не раскрывают.
На заметку ФАС
Исследование понадобилось «Мегафону» в полемике с ФАС. Антимонопольная служба подозревает оператора в необоснованном повышении тарифов на услуги в международном роуминге и завела против компании дело еще в январе. Оператор доказывает, что уже не занимает доминирующего положения на рынке услуг в международных поездках: объясняется это как раз ростом использования абонентами альтернативных способов связи – мессенджеров, WiFi или услуг местных операторов. ФАС настаивает, что мессенджеры и операторы не заменяют друг друга, и обещает рассказать о результатах расследования после заседания специальной комиссии. Оно должно было состояться 31 июля, но было перенесено. Дату его проведения служба еще не назначила.
Лояльность важнее
«Мегафон» прикладывает максимум усилий, чтобы его цены в международном роуминге были сопоставимы со стоимостью альтернативных видов связи, говорит руководитель практики оператора по антимонопольному праву и закупкам Дмитрий Абрамов. WiFi в гостинице не является бесплатной услугой, поскольку его использование входит в стоимость проживания, напоминает Абрамов, но пользователи воспринимают эту услугу как бесплатную. Стоимость услуг за границей является важным фактором для лояльности значительной части аудитории с высоким ARPU (средняя выручка в расчете на абонента), а также для корпоративных пользователей, считает он.
Снижение объемов потребления услуг в роуминге в последние годы связано в первую очередь с сокращением турпотока, настаивает представитель МТС Дмитрий Солодовников. При этом у МТС по итогам I квартала 2017 г. объем использования голосовых и sms-сервисов стабилизировался, а трафик передачи данных растет. В значительной степени рост спроса на мобильную передачу данных связан с запуском безлимитных интернет-опций и специализированных тарифов. «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) придерживается политики удержания низких цен на международный роуминг и предлагает несколько опций, которые существенно снижают стоимость трафика и минут, рассказывает представитель оператора Константин Прокшин. Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев. Ранее оператор сообщал, что в 2016 г. размер интернет-трафика его абонентов в международном роуминге вырос на 54% год к году.