«Яндекс» предложил СМИ и блогерам публиковать контент прямо у него
Статьи и видеоролики будут размещаться в рекомендательном сервисе «Дзен»«Яндекс» открывает платформу для издателей, брендов и независимых авторов на базе сервиса «Яндекс.Дзен», рассказал руководитель сервиса «Яндекс.Дзен» Виктор Ламбурт. «Дзен» – рекомендательный сервис, он формирует персональную ленту новостей и доступен в браузере «Яндекса».
Ламбурт считает, что сервисы, задействующие в формировании ленты искусственный интеллект, совершат следующую революцию в медиапотреблении.
«Яндекс.Дзен» выделяет медиаисточники среди множества сайтов, затем начинает работать искусственный интеллект, который выделяет тексты и объекты, сортирует материалы по темам, рассказывает Ламбурт: «он учитывает, что вы читаете, а что просто просматриваете». В результате, по его словам, получается «лента, которая интересна именно вам, а не вашим друзьям», как это происходит в соцсетях.
«Яндекс.Дзен» был запущен в качестве эксперимента в составе Yandex Launcher для Мексики и Бразилии в 2015 г., а в июне 2016 г. – впервые на глобальном рынке – лента персональных рекомендаций была интегрирована в браузер. По собственным данным, ежедневная аудитория «Дзена» составляет около 6 млн человек (при общей аудитории «Яндекса» в 52 млн человек, по данным TNS), в среднем они пользуются им 20 минут в день.
До этого «Дзен» публиковал лишь анонсы новостей и другого контента. Теперь же «Дзен» стал не только платформой для дистрибуции, но и инструментом для создания контента, подчеркивает медиадиректор «Яндекс.Дзена» Даниил Трабун: издатели и независимые авторы смогут размещать информацию прямо на платформе. При этом возможность получения трафика от простого размещения анонсов останется, говорит он.
Зарабатывать на публикации контента будет не только «Яндекс», но и авторы: они будут создавать собственные каналы внутри «Дзена», публиковать там контент и получать деньги от рекламы. По словам Трабуна, авторы и СМИ смогут подключать к своим каналам любые рекламные сети.
Западные технологические компании давно пытаются работать с издателями. Так, социальная сеть Facebook еще два года назад запустила сервис прямой публикации новостей – Facebook Instant Articles. У Apple и Google есть сервисы Apple News и Google Accelerated Mobile Pages. Все они призваны упростить СМИ задачу по привлечению новых читателей и монетизации контента – ведь именно социальные сети и агрегаторы новостей стали для пользователей основными источниками новостей в сети. В Китае есть похожий на «Дзен» сервис Toutiao: в нем свой контент публикуют 350 000 СМИ, компаний и блогеров, писал в апреле журнал «Секрет фирмы». По его данным, около 70% всего онлайн-контента в Китае сейчас производится внутри Toutiao.
Правда, не все СМИ довольны сотрудничеством с интернет-гигантами и считают глобальные технологические платформы скоре конкурентами, чем союзниками. Как отмечала в прошлом году eMarketer, СМИ размещали контент в Facebook и Google, надеясь, что пользователи продолжат читать другие статьи на сайте самого издания. Но они просчитались: люди стали больше времени проводить на этих платформах, чем только увеличили доходы последних. Это ставит издателей в сложное положение: соцсети дают гарантию, что их статьи прочитает большее число людей, но это приносит мало доходов, писала ранее FT.
«Яндекс.Дзен» не конкурент для медиа, а новая среда распространения контента, уверяет Трабун. Медийная индустрия меняется, и скоро СМИ не обязательно будет иметь свой сайт – они будут продвигать свой контент на разных платформах (в соцсетях, мессенджерах, браузерах) и зарабатывать там же.
Мы готовы выкладывать свой контент даже на чужой площадке, но только в том случае, если мы могли бы там его монетизировать не хуже, чем на своих ресурсах, говорит директор по массовым продуктам РБК Кирилл Титов. Если таких возможностей с монетизацией предоставлено не будет, нам не хотелось бы, чтобы «Яндекс» отдавал приоритет при ранжировании тому контенту, который публикуется на его площадке: издателям надо оставить выбор, отдавать свой контент полностью или продолжать публиковать лишь анонсы.
МТС, как бренду, интересен новый канал распространения, особенно с учетом мощного медийного ресурса «Яндекса», говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников и обещает, что компания изучит его.
Блогер Антон Носик рад, что «Яндекс» хочет дать заработать авторам, но в перспективах такой монетизации сомневается. Единственный сервис, приносящий блогерам значительные доходы – это Youtube, но зарабатывать на нем можно только при миллионных показах, а для этого блогерам приходится сначала самим закупать трафик. Лучше всего блогеры зарабатывают там, где сами являются собственниками, то есть на standalone-проектах, а также в ЖЖ и пабликах «В контакте», где они продают рекламу по персональным контрактам с рекламодателями и не делятся этими доходами с владельцами сервисов.