Сотрудничество Facebook и американских издателей приносит пользу только самой социальной сети
Издатели пока не получают существенного дохода от размещения контентаАмериканские издатели сообщили о резком росте количества платных подписчиков после неожиданной победы Дональда Трампа на президентских выборах в США. В IV квартале прошлого года число таких клиентов у The New York Times выросло на 277 000, у The Wall Street Journal – на 110 000. Но это незначительно улучшило финансовые показатели издателей. Хотя доходы издателей от продажи тиражей растут, их рекламная выручка сокращается: рекламодатели продолжают снижать расходы на рекламу в печатных СМИ. У большинства крупных издательств доходы от печатной рекламы в прошлом году упали больше чем на 20%, а размещение контента в интернете пока не может этого компенсировать.
Технологические компании предложили СМИ сервисы публикации новостей Facebook Instant Articles, Apple News и Google Accelerated Mobile Pages. Они должны были упростить СМИ задачу по привлечению новых читателей и монетизации контента. Но сделать этого пока не удалось. Компания Digital Content Next (DCN) проанализировала распространение контента Condе Nast, Financial Times, NBCUniversal и The New York Times на сторонних интернет-сервисах. DCN пришла к выводу, что в первом полугодии 2016 г. оно принесло СМИ в среднем 14% выручки – около $7,7 млн на одну компанию.
Из $7,7 млн, которые издатели получают от интернет-сервисов, $6,5 млн – доходы от видеорекламы (в том числе на страницах СМИ на YouTube и Snapchat), и лишь $1,2 млн СМИ получают от размещения текстов в сервисах вроде Facebook. Столь небольшие доходы должны насторожить СМИ, рассчитывающие привлечь новую аудиторию в соцсетях.
Конкуренция в сети
По данным исследовательского центра Pew Research Center, 35% американцев читают новости в интернете в социальных сетях, примерно столько же – на новостных сайтах, еще 20% пользуются поисковыми системами для чтения новостей.
Google и Facebook остаются основными источниками новостей в сети. Как отмечает eMarketer, СМИ размещали контент в Facebook и Google, надеясь, что пользователи продолжат читать другие статьи на сайте самого издания. Но они просчитались: люди стали больше времени проводить на этих платформах, чем только увеличили доходы последних. Это ставит издателей в сложное положение: соцсети дают гарантию, что их статьи прочитает большее число людей, но это приносит мало доходов.
А доходы Google и Facebook растут: в 2016 г. именно на эти две компании пришлось 75% всех рекламных доходов в интернете в США. Директор Центра развития интернет-журналистики Колумбийской школы журналистики Эмили Белл призывает создать фонд для финансирования и защиты независимой журналистики, финансировать который будут технологические компании (по $1 млрд от каждой). Впрочем, Facebook и другие технологические компании пока не проявляли интереса к финансированию журналистики.
Перевела Екатерина Брызгалова