«Вымпелком» стал фиксированным виртуальным оператором
Он будет использовать для этого сети, которые продал компании «Зеленая точка»У «Эр-телекома» есть своя оптическая сеть во всех городах присутствия, а также магистральная сеть между ними, передал «Ведомостям» президент компании Андрей Кузяев. Он напоминает, что «Эр-телеком» развивает совместный конвергентный продукт с «Мегафоном», объединяющий фиксированную и мобильную связь: им уже пользуется 120 000 человек в 32 городах. Благодаря кросс-скидкам они уже сэкономили около 100 млн руб., рассказывает Кузяев. Отток среди этих абонентов, по его словам, на 30% ниже, чем в среднем по базе «Эр-телекома».
«Вымпелком» станет виртуальным оператором фиксированного интернета (FVNO, Fixed Virtual Network Operator), рассказала представитель компании Анна Айбашева. О проекте знает источник, близкий к компании – партнеру нескольких операторов. «Вымпелком», используя арендованную сеть, начинает подключать пользователей широкополосного доступа (ШПД) в Липецке и, если опыт окажется удачным, готов масштабировать эту практику на другие города, говорит Айбашева. В Липецке сеть для подключения ШПД «Вымпелком» будет арендовать у провайдера «Зеленая точка», говорят Айбашева и директор по развитию конвергентного бизнеса «Вымпелкома» Сергей Нищев.
Биллинг и поддержку абонентов обеспечит «Вымпелком», а подключение абонентов и эксплуатацию сети – партнер: такая схема впервые используется в России, утверждает она. По ее словам, работать по схеме FVNO экономичнее, чем покупать компании или строить сети самим: российский рынок ШПД перенасыщен, а цены на импортное оборудование колеблются вместе с курсом рубля, замечает Айбашева.
Сеть «Зеленой точки» в Липецке раньше принадлежала самому «Вымпелкому». В 2014–2015 гг. эта компания выкупила у «Вымпелкома» фиксированные сети в Липецке, а также в Белгороде, Уфе, Нефтекамске, Белорецке, Томске и Владивостоке. Самому «Вымпелкому» работать на этих ШПД-рынках было нецелесообразно, утверждает Айбашева. «Вымпелком» вел переговоры с несколькими региональными операторами и в конечном счете было решено, что проводить тестовый запуск целесообразно не просто в знакомом городе, но и на сети, которую он строил сам, – ее аудит занял минимальное время, отмечает она.
По словам Нищева, схема FVNO нужна оператору, чтобы в городах, где у него нет фиксированных сетей, подключать сотовым абонентам пакет «Всё в одном», включающий ШПД за 1 руб., а также другие услуги. Этот продукт «Вымпелком» запустил в марте 2016 г. – по словам Нищева, к концу I квартала 2017 г. доступом за 1 руб. пользовалось 617 000 абонентов. Чтобы подключить почти бесплатный интернет, абонент должен пользоваться одним из пакетных сотовых тарифов семейства «Всё». Отток пользователей конвергентного пакета в 2–4 раза ниже, чем обычных абонентов ШПД, и в 4 раза, чем пользователей традиционной мобильной связи, рассказывала ранее Айбашева.
Четвертый по интернету
Из отчета материнского холдинга «Вымпелкома» Veon следует, что в I квартале 2017 г. он обслуживал 2,2 млн абонентов ШПД. По оценке «ТМТ консалтинга», это около 7% от их общего количества в России, «Вымпелком» занимает 4-е место в стране по этому показателю.
Аренда сети может быть выгоднее ее самостоятельной эксплуатации, соглашается гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. При больших масштабах оператору правильнее сфокусироваться на повышении удовлетворенности абонентов и дополнительных услугах для сохранения и увеличения выручки, считает он. Все, что в общих операционных затратах занимает более 7%, выгоднее отдавать на аутсорсинг, в том числе и эксплуатацию сетей, отмечает Мирзабеков.
К моменту продажи части проводных активов «Зеленой точке» внятной стратегии их развития у «Вымпелкома» не было, оно буксовало, вспоминает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Теперь же оператор позиционирует себя в том числе как провайдера конвергентных услуг в федеральном масштабе, для которого фиксированный ШПД – важная часть бизнеса, замечает он. Возможно, что оператор поторопился с продажей своих сетей «Зеленой точке», не исключает Кусков.