Мобильная выручка «Вымпелкома» выросла на 1%

Причина в росте использования интернета и переходе пользователей на более дорогие тарифы
«Вымпелком» сократил архивные тарифы и стал подключать абонентов к новым
«Вымпелком» сократил архивные тарифы и стал подключать абонентов к новым / Cергей Портер / Ведомости

Доходы «Вымпелкома» от услуг мобильной связи в I квартале 2017 г. выросли год к году на 1% до 52,3 млрд руб., говорится в сообщении холдинга Veon, материнской компании оператора. Это первый существенный рост показателя за последние четыре квартала. В IV квартале 2016 г. доходы оператора тоже увеличились, но незначительно – на 0,3% год к году. Вырос и средний месячный счет абонента (ARPU) «Вымпелкома» – на 3% год к году, c 293 до 302 руб.

Росту способствовало увеличение доходов от мобильного интернета, дополнительных услуг и интерконнекта, говорится в сообщении оператора. Доходы от мобильного интернета росли за счет интернет-пользователей, переходящих на пакетные тарифные планы, и общего потребления мобильного интернета, уточняет представитель оператора Анна Айбашева. Увеличилась доля пакетных предложений внутри клиентской базы, объясняет Айбашева. Кроме того, по ее словам, к росту выручки привел накопленный эффект от упрощения линейки тарифов. Например, весной 2016 г. «Вымпелком» сократил архивные тарифы, рекомендовав абонентам переходить на один, соответствующий профилю потребления, как правило, у каждого такого тарифного плана были выше наполнение и стоимость, объясняет представитель оператора.

Проще говоря, речь идет об использовании потребителями более дорогих пакетов услуг, куда уже включены широкие возможности пользования интернетом через смартфон, говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Учитывая, что конкуренция на российском сотовом рынке остается высокой, рост выручки «Вымпелкома» от услуг мобильной связи, наблюдающийся в последние два квартала, заслуживает положительной оценки, добавляет она. Возможно, этот рост подтвердит тезис об улучшении конкурентной ситуации в целом по рынку, но нужно подождать результатов остальных операторов, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. В предыдущем квартале показатель вырос только на 0,3%, а значит, динамика пусть немного, но все-таки улучшается, рассуждает он. Во многом это действительно связано с переходом абонентов на пользование более дорогими пакетными тарифами в связи с ростом потребления мобильного интернета. Кроме того, показатель ARPU (выручка в расчете на одного абонента) мог увеличиться за счет оттока абонентов-мигрантов, у которых этот показатель меньше, рассуждает Либин.

Меньше абонентов

Несмотря на то что оператору удалось увеличить мобильную выручку, его абонентская база в I квартале сократилась год к году на 1,2% до 57 млн контрактов. Основную причину снижения базы оператор видит в уменьшении количества клиентов-мигрантов, говорится в сообщении Veon.

В целом для сегодняшнего рынка рост мобильной выручки хотя бы на 1% – это уже неплохой результат, хотя и говорить о смене тенденций пока рано, добавляет аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Операторы делают шаги по повышению стоимости услуг и, возможно, результаты этого будут более заметны во II квартале года, допускает он.

Общая выручка «Вымпелкома» снизилась на 2,1% год к году до 64,5 млрд руб. Макроэкономические условия и рубль продолжили стабилизироваться в I квартале, а вот конкурентные условия на российском рынке связи остаются сложными, говорится в сообщении Veon. Причиной слабой динамики стало и падение выручки от проводного интернета в связи с ростом популярности конвергентного продукта, говорится в отчетности оператора. Речь идет о доступе к фиксированному интернету за 1 руб., который «Вымпелком» с марта 2016 г. начнет предоставлять абонентам мобильных пакетных тарифов. Выручка «Вымпелкома» в фиксированном сегменте в I квартале продолжила снижаться и в этот раз сократилась на 14,6% до 9,7 млрд руб. Показатель EBITDA в I квартале уменьшился на 1,4% до 24 млрд руб., при этом рентабельность по EBITDA осталась без изменений – показатель вырос на 0,3 п. п. до 37,3%. В России проникновение мобильной связи превышает 100% и поэтому теперь оператор меньше внимания обращает на свою долю по количеству абонентов и фокусируется на росте своей доли по доходам, осенью 2016 г. предупреждала в своем отчете материнская компания «Вымпелкома».

Из-за особенностей учета подобных пакетов конвергентных услуг выручка от фиксированного интернета составляет несущественную долю по сравнению с выручкой от мобильной связи, поэтому мобильная ARPU частично завышается за счет ARPU фиксированного интернета, рассуждает аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. Выручка от конвергентного продукта с I квартала 2016 г. распределяется между мобильной и фиксированной, но пропорции оператор не раскрывает. Значимой причиной роста мобильной выручки стала и передача данных, однако здесь нельзя не отметить устойчивое замедление темпов роста за последние кварталы – из-за насыщения рынка и стремления абонентов экономить на тарифных планах на фоне устойчивого снижения реальных доходов, говорит Нигматуллин.

МТС и «Мегафон» должны раскрыть квартальные результаты 23 мая и 25 мая соответственно.