Частоты 5G могут оказаться золотыми

Разработанная Минкомсвязи методика определения цены частот может в разы увеличить их стоимость
Первый аукцион на частоты для LTE в России состоялся осенью 2015 г. Но операторы тогда жаловались на высокие стартовые цены
Первый аукцион на частоты для LTE в России состоялся осенью 2015 г. Но операторы тогда жаловались на высокие стартовые цены / А. Гордеев / Ведомости

Первый аукцион на частоты для LTE в России состоялся осенью 2015 г., и в общей сложности 10 лотов обошлись победителям в 6,3 млрд руб. Но операторы, в частности «Мегафон», тогда жаловались на высокие стартовые цены. Всего капитальные затраты за 2016 г. МТС составили 79,6 млрд руб., «Мегафона» – 65,6 млрд руб., «Вымпелкома» – 42,7 млрд руб.

Минкомсвязи опубликовало проект единой методики расчета начальной цены лота при проведении аукционов на частоты.

Документ предусматривает, что при определении цены лицензии в каждом из субъектов Федерации Минкомсвязи будет перемножать удельную стоимость радиочастотного спектра (она составляет 1 руб. за 1 МГц в расчете на одного человека), численность населения региона и ширину полосы частот (количество МГц). Также министерство будет использовать в формуле ряд коэффициентов, учитывающих особенности региона, перспективность диапазона радиочастот и срок, на который выдается лицензия.

Свой коэффициент присвоен каждому региону. Наименьшее его значение – у Мордовии (0,093), максимальное – у Москвы (3,125), Свердловской области (3,3) и Ямало-Ненецкого автономного округа (3,486). Как формировались эти коэффициенты, представители Минкомсвязи не раскрыли.

В июле 2012 г. сотовые операторы большой тройки и «Ростелеком» выиграли конкурс на федеральные наборы частот для строительства сетей мобильной связи четвертого поколения (LTE). Победители получили парные частоты по 7,5 МГц в нижнем диапазоне (791–862 МГц), а также пару по 7,5 МГц в диапазоне 720–790 МГц и пару по 10 МГц в верхнем диапазоне 2,5–2,7 ГГц. Лицензии давались без аукциона, но каждый из операторов обязался вкладывать до 2019 г. в развитие сети не менее 15 млрд руб. в год, не считая затрат на конверсию этих частот. В марте 2012 г. НИИ радио оценил совокупные затраты четырех компаний в 83 млрд руб.

Исходя из разработанной министерством методики, если бы в 2012 г. частоты разыгрывались на аукционе, операторам пришлось бы заплатить гораздо больше. Средняя удельная стоимость 1 МГц в расчете на человека при учете коэффициентов для каждого из субъектов Федерации составляет 1,6 руб., следует из проекта методики. Первоначальная стоимость каждого из четырех лотов в 2012 г. составила бы почти 91 млрд руб.

Индийский метод

В 2012 г. Верховный суд Индии аннулировал 122 GSM- и CDMA-лицензии, выданные 11 операторам в 2008 г. Осенью индийский госаудитор тогда выявил нарушения при выдаче лицензий в 2008 г.: они распределялись без аукционов и государство понесло около $34 млрд ущерба. Частоты были выставлены на конкурсы повторно, и правительство выручило за них около $18 млрд.

Предлагаемые коэффициенты по ряду диапазонов выглядят завышенными, а приобретение радиочастотного спектра под перспективные стандарты – дорогостоящим мероприятием, рассуждает собеседник в одном из операторов, ознакомившийся с проектом методики. Это будет сдерживать инвестиции в развитие инфраструктуры новых сетей. Уже к 2020 г. правительство рассчитывает внедрить сети связи поколения 5G во всех городах с населением более 1 млн человек. Это следует из разработанного Минкомсвязи проекта программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (с документом ознакомились «Ведомости»). А план по выделению радиочастотного ресурса для 5G должен быть разработан уже к 2018 г.

«Мегафон» и «Вымпелком» изучают проект, говорят представители операторов. Пока методика расчета представляется не до конца понятной, уточняет директор «Мегафона» по связям с госорганами Дмитрий Петров. Представитель МТС отказался от комментариев.

На примере частот в стандарте LTE видно, что, если бы операторы платили за них, исходя из предложенных коэффициентов, сроки внедрения 4G в России были бы отодвинуты, поскольку, видимо, операторам бы пришлось меньше вкладываться в стройку, рассуждает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Сумма, заплаченная операторами за лицензии государству, была бы сопоставима с их затратами на саму закупку оборудования и развертывание сетей LTE. В любом случае покрытие было бы существенно меньше.

В начале нулевых европейские операторы потратили на закупку 3G-частот на аукционах так много денег, что на само строительство сетей в этом диапазоне денег не осталось, вспоминает Анкилов. Аналогичная ситуация грозит повториться в России применительно к 5G. Минкомсвязи, как правило, ведет себя очень здраво и все же придет к консенсусу между желанием принести государству деньги за частотный ресурс и позволить операторам вкладываться в инфраструктуру 5G, надеется Анкилов. Другое дело, что к 2020 г. сама технология 5G только появится как полноценное коммерческое решение и первые сети можно будет запускать лишь точечно, оговаривает он.