Виртуальным оператором на сети «Вымпелкома» считает себя ООО «Православные приходы»
«Вымпелком» называет его корпоративным клиентомО появлении православного мобильного оператора «Благовест» в апреле сообщили несколько пользователей Facebook со ссылкой на рекламные буклеты оператора. На сайте компании «Благовест» также называется православным мобильным оператором. Юридическое лицо оператора – ООО «Православные приходы», зарегистрированное в Ногинске. С 2016 г. эта компания стала «виртуальным оператором связи под маркой «Благовест», говорится на сайте. Там же сообщается, что оператор уже действует в четырех областях – Московской, Владимирской, Калужской и Тверской. С 2010 г. «Православные приходы» были официальным поставщиком тарифного плана мобильной связи для приходов и монастырей Русской православной церкви (РПЦ). Разработкой этого тарифа занималась хозяйственная служба Московской патриархии и «Вымпелком», говорится на сайте.
У «Благовеста» есть как линейка пакетных тарифов, так и тариф с поминутной оплатой голосовых вызовов. Самый дешевый из пакетных тарифов стоит 240 руб. в месяц и включает в себя 2 Гб мобильного интернета, 100 минут голосовой связи и 100 sms. Кроме того, в тариф входит sms-рассылка с цитатами из высказываний патриарха Кирилла (они рассылаются по благословению патриарха, говорится в материалах компании). Для сравнения: самый близкий к нему по стоимости тариф «Вымпелкома» стоит 300 руб. в месяц и также содержит 2 Гб интернета, но в нем втрое больше минут голосовой связи – 300 против 100.
«Благовест» также подключает к сотовой связи целые приходы и монастыри. Для подключения настоятелю храма или монастыря нужно написать письмо в «Православные приходы» и «перечислить священнослужителей и прихожан, которые будут подключены на этот тариф, и приложить ксерокопии их паспортов», говорится на сайте.
При звонке в службу поддержки «Православных приходов» автоответчик приветствует фразой «Вы позвонили в компанию «Билайн». Оператор службы также сообщил, что «Православные приходы» являются дочерней компанией «Вымпелкома». В реестре лицензий в области связи информации о лицензиях связи у «Православных приходов» нет.
Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева называет «Православные приходы» «корпоративным клиентом» оператора и утверждает, что как MVNO на сети «Вымпелкома» они не работают. Аффилированность «Православных приходов» с «Вымпелкомом» она также отрицает. «Мы уже обратились к нашему клиенту с просьбой скорректировать информацию на сайте и у службы поддержки», – говорит Айбашева. По ее словам, «Вымпелком» предоставил «Православным приходам» несколько своих корпоративных тарифов, а также выделил специальный номер для получения абонентами актуальной информации по религиозным вопросам. Условия сотрудничества с «Православными приходами» и количество подключенных абонентов «Вымпелком» не раскрывает. На вопрос, может ли корпоративный клиент «Вымпелкома» перепродавать его тарифы, представитель оператора не ответила.
«Вымпелком» сотрудничает с РПЦ как минимум с 2010 г., следует из документа, размещенного в группе «Благовеста» в соцсети «В контакте». Это копия письма канцелярии патриарха настоятелям московских приходов, в котором она сообщает, что патриархия совместно с «Вымпелкомом» разработали тарифный план, который сократит затраты на мобильную связь «для многих священнослужителей и прихожан».
Под данным «СПАРК-Интерфакса», гендиректором и единственным владельцем «Православных приходов» является Алексей Орлов. Ему также принадлежит компания «Глобал пейджинг систем» и доля в компании «МТК-мобил». Из информации на сайтах этих компаниях следует, что обе они занимаются продвижением тарифов «Вымпелкома» среди «абонентов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Скорее всего в случае с «Благовестом» мы имеем дело с так называемым колхозом – агентом, который распространяет тарифы «Вымпелкома», предполагает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. В последние годы операторы активно занимались чисткой подобных «колхозов», но тем не менее они сохранились, говорит он. Фактически они выступают в роли негласных агентов между оператором и потребителями, зарабатывая на разнице между собственным платежом оператору и теми платежами, которые делают абоненты.
Представители РПЦ не ответили на запрос «Ведомостей».