Операторы без сети
На прилавках московских салонов сотовой связи недавно появились SIM-карты новых GSM-операторов - "Матрикс Телеком" и "Центрального телеграфа". Впрочем, Минсвязи никаких новых лицензий не выдавало - обе компании предоставляют услуги "МегаФона" в качестве оператора виртуальной сети мобильной связи. Такие операторы активно конкурируют за абонентов в Европе, но в России первый такой оператор, "Корбина Телеком", довольствуется ролью нишевого игрока и избавился от виртуального статуса при первой же возможности.
Mobile Virtual Network Operator (MNVO) , оператор виртуальной сети мобильной связи, - компания, предоставляющая услуги сотовой связи и не имеющая собственного радиочастотного ресурса. MNVO выступают как перепродавцы услуг сотовой связи - они выкупают трафик оптом у действующих операторов и подключают абонентов по собственным тарифам. В Европе MNVO составляют серьезную конкуренцию другим операторам, так как таким компаниям не нужно тратить деньги на развитие и поддержание инфраструктуры.
Недавно в Москве заработали сразу два MNVO в самом массовом сотовом стандарте - GSM: "Матрикс Телеком" и "Центральный телеграф". Обе компании сотрудничают с Sonic Duo - московским оператором федеральной сотовой сети "МегаФон". И "Центральный телеграф", и "Матрикс Телеком" являются альтернативными операторами. На сайте "Матрикс Мобайл", сотового проекта "Матрикс Телеком", рекламируется несколько тарифов - безлимитный за $99 (без НДС) и дешевый тариф с низкой стоимостью междугородных и международных звонков.
"Матрикс Телеком" начал работать с мобильной связью в декабре 2003 г. , сказала "Ведомостям" директор департамента мобильной связи "Матрикс Телеком" Ольга Гоффе. "Для нас это пробный проект, пока еще рано говорить о его результатах", - сообщила "Ведомостям" Гоффе. По ее словам, подключиться к сотовой связи "Матрикс Мобайл" можно в столичных сетях сотовой связи, например в "Связном".
Руководитель отдела корпоративных продаж Sonic Duo Евгений Пикерсгиль называет такое сотрудничество перспективным. Sonic Duo ведет подобную работу с девятью операторами, два их которых вышли на розничный рынок.
Конкуренты "МегаФона" более сдержанно оценивают перспективы MNVO. Впервые такую форму сотрудничества освоил "ВымпелКом", MNVO которого в стандарте DAMPS несколько лет назад стала "Корбина Телеком". Но позднее "Корбина Телеком" выкупила инфраструктуру DAMPS и де-факто стала сама предоставлять услуги сотовой связи. "Такое сотрудничество представляло интерес потому, что мы смогли сконцентрировать усилия на развитии GSM-сети, а "Корбина" работает в стандарте DAMPS", - говорит специалист по связям с общественностью "ВымпелКома" Артем Минаев.
А "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) вообще не поддерживают сотрудничество с другими компаниями в формате MNVO. "Создание виртуального оператора возможно, только если мы получим предложение от сильного партнера, который сможет осваивать новые, не охваченные нами рыночные ниши", - говорит директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский.
"Положение MNVO на рынке крайне зыбко, и реальный оператор может его убить ценами, когда захочет", - говорит вице-президент "Корбина Телеком" Александр Малис. По его словам, MNVO - очень удобный способ войти на рынок и оценить его перспективы. Как только понятно, что рынок интересен, нужно становиться обычным оператором, считает он. Именно так поступила "Корбина Телеком", сеть которой обслуживает сегодня около 50 000 абонентов.
В Европе на условиях MNVO активно работает шведская компания Tele2. По словам председателя правления "Tele2 Россия" Юрия Домбровского, появление MNVO пойдет на пользу и российскому рынку. "Специфика России в том, что у нас выдано много лицензий на мобильную связь и строится множество сетей, - говорит Домбровский. - Многие малые операторы сэкономили бы на строительстве сетей, если бы у них была возможность стать MNVO". Он добавил, что Tele2 заинтересована в выходе на те регионы России, на которые у нее нет лицензии (например, на Москву). "Мы выходили с предложениями о сотрудничестве к крупным операторам и будем снова выходить", - признает он.
Продажи MNVO в Москве пока относительно невелики, признает Анна Свердлова, руководитель отдела по связям с общественностью компании "Максус", владеющей сетью салонов "Связной". По ее словам, на "Мегател" (сотовый проект "Центрального телеграфа") приходится 0,1% всех подключений "Связного" - столько же, сколько и на оператора CDMA-450 "Скай Линк". "Интерес к этим тарифам есть, но с продажами дела обстоят скромно, - говорит Свердлова, - но это только начало: "Мегател" без всякой рекламы подключает столько же, сколько "Скай Линк" с массированной рекламной кампанией".
"Благодаря продажам "Мегатела" мы можем предложить потенциальным абонентам прямые номера, дефицит которых испытывается в последнее время", - говорит пресс-секретарь "Евросети" Татьяна Гуляева. По ее словам, дилерское вознаграждение по нему достаточно высокое, однако его доля в общем доходе "Евросети" невысока.