Швейцарские производители часов перестали видеть угрозу в умных устройствах
Отрасль переживает спад, но и продажи умных часов не растутШвейцарские производители часов больше не видят угрозы своему существованию со стороны компаний, производящих «умные» устройства. «Я не хочу критиковать этих людей [производителей электронных устройств]. Но полагаю, что они продают просто технологию, а этого недостаточно. Людям нужны эмоции, мечты», – говорит руководитель часового бизнеса Tag Heuer и LVMH Жан-Клод Бивер.
Швейцарская часовая отрасль по-прежнему переживает глубокий спад. Экспорт часов в прошлом году упал на 10%, в основном из-за замедления мировой экономики, избытка товарных запасов в Гонконге и антикоррупционной кампании в КНР. Однако этот спад продаж не означает структурных сдвигов и изменения предпочтений покупателей в сторону умных часов, которого опасались многие аналитики. Производители этих устройств сейчас и сами встревожены тем, что темпы роста их продаж оказались далеки от ожидаемых.
Только что прошедшая часовая выставка Baselworld укрепила убежденность производителей в том, что электронные устройства не являются для них главной угрозой. Более того, они могут даже способствовать возвращению спроса на механические часы тонкой работы.
«Три года назад Apple не нужно было платить за стенд [на Baselworld], о них и так говорил весь город», – вспоминает Бенджамин Бергхаус, специалист по индустрии роскоши из Университета Санкт-Галлена. Тогда многие наблюдатели опасались, что разработанные в США и Азии электронные устройства поставят под угрозу чуть ли не само существование швейцарских производителей, как это произошло в 1970-е гг., когда японские компании начали производить кварцевые часы.
Однако этого не случилось. По данным IDC, в III квартале 2016 г. продажи умных часов в штуках упали на 51,6% по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года. Пионеры этого рынка, такие как Fitbit и Jawbone, испытывают серьезные трудности.
Умные часы интересны тем, кто занимается спортом, считает президент Tissot Франсуа Тибо. Но наручные часы – продукт, связанный с эмоциями. «Вы никогда не забудете свои первые часы. А вот первые умные часы люди обычно не хранят», – говорит он. «Зачем людям надевать на себя компьютер?» – вторит ему Бивер.
Умные часы могут даже подстегнуть спрос на механические, надеются в отрасли. «Многие молодые люди вообще не носят часы, у них есть смартфоны и планшеты. Может быть, умные часы приучат их к тому, чтобы что-то все-таки носить на запястье», – говорит Тибо.
В отличие от швейцарских часов, которые могут служить нескольким поколениям, новые продукты имеют жизненный цикл от шести месяцев до года, заявил журналистам Ник Хайек, генеральный директор Swatch Group.
Однако швейцарские производители часов все же хотят привнести в свою продукцию какие-то элементы умных устройств, а топ-менеджеры говорят, что наиболее чувствительны к конкуренции со стороны более спортивных брендов часы из самого низкого ценового диапазона.
Накануне выставки в Базеле Tag Heuer выпустила умные часы, а Swatch недавно объявила, что работает над собственной операционной системой, которая сможет конкурировать с iOS и Android и станет основой «экосистемы» компактных устройств Swatch. При этом Хайек настаивает, что умные устройства Swatch должны оставаться в первую очередь часами. «Мы не хотим становиться частью отрасли потребительской электроники», – говорит он.
Для производства умных часов швейцарским компаниям может не хватить опыта, предупреждают конкуренты из электронной отрасли. «Швейцарским производителям механических часов создать умное устройство практически невозможно», – уверен вице-президент Casio Хироси Накамура.
При этом производители самых дорогих часов могут не опасаться конкуренции со стороны электронных устройств. Такие часы сродни ювелирным изделиям, они хранятся в семье несколько поколений. Для производителей таких часов оскорбительно сравнение их продукции с Apple Watch, указывает аналитик Vontobel Рене Уэбер.
Все это не означает, что швейцарская часовая отрасль непременно пойдет на подъем. По прогнозам аналитиков, экономическая неопределенность и геополитические риски, а также изменения предпочтений потребителей почти наверняка помешают росту продаж часов в 2017 г.
Перевела Надежда Беличенко