Китайские смартфоны заняли 24% российского рынка в январе
В выручке от продаж их рыночная доля скромнее – 19%В январе 2017 г. 24% российского рынка смартфонов в штуках и 19% рынка в деньгах пришлись на пять китайских брендов – Lenovo, Huawei, Meizu, Mi (Xiaomi) и ZTE, подсчитал ритейлер «М.видео». По словам его представителя Валерии Андреевой, год назад на эту пятерку приходилось 19% российского рынка в штуках и 13% в рублях. Близкие данные и у компании – партнера нескольких сотовых ритейлеров. С этими цифрами соглашается и представитель «Евросети».
По подсчетам «Связного», причисляющего к китайским брендам также Alcatel, Asus и HTC, в 2016 г. смартфоны из Китая заняли 33% рынка в штуках и 22% в рублях, говорит представитель ритейлера Сергей Тихонов. За год китайских устройств было продано на 20% больше, а выручка от их продажи выросла на 39%, сказал Тихонов.
В совокупности продажи пятерки китайских брендов в январе превзошли продажи лидера – южнокорейского Samsung, на которого пришлось около 22% продаж, знают источник, близкий к одному из ритейлеров, и партнер нескольких сотовых ритейлеров. В октябре 2016 г. доля Samsung на российском рынке упала на 3,3 п. п. месяц к месяцу до 20,3%, что объяснялось как выходом новых смартфонов конкурирующей Apple – iPhone 7 и 7 Plus, так и отзывом проблемной модели Samsung Galaxy Note 7, рассказывали собеседники «Ведомостей».
Представительница Samsung отказалась обсуждать долю компании на российском рынке, сообщив лишь, что мобильные устройства – высококонкурентная среда, производители из Азии, Европы и США постоянно сменяют друг друга и сложно предсказать ландшафт рынка через несколько лет.
В ноябре 2016 г. Huawei и ее суббренд Honor заняли около 8,5% российского рынка смартфонов в штуках, заняв третье место после Samsung и Apple. До второй половины 2016 г. доля Huawei была относительно невелика – опрошенные ранее «Ведомостями» представители ритейлеров говорили, что за первые пять месяцев она составила 2–2,5%, при этом они отмечали быстрый рост спроса на Huawei. Представитель китайской компании объясняла рост ее показателей расширением круга партнеров-ритейлеров и маркетинговым планированием.
В декабре прошлого года гендиректор Telecom Daily Денис Кусков связывал увеличение доли Huawei с ее контрактом с МТС, заключенным в августе 2016 г. По условиям этого соглашения Huawei поставляет в МТС полный модельный ряд своих смартфонов (причем некоторые из них в России продаются только в рознице оператора), рассказывал представитель МТС Дмитрий Солодовников.
«Евросеть» отмечает рост продаж китайских брендов: уже несколько месяцев их суммарные продажи превышают продажи Samsung и Apple, соглашается президент ритейлера Александр Малис. По его словам, это объясняется изменением подхода китайских компаний к российскому рынку. Сейчас они выстраивают длительные отношения и работают над каналом продаж, раньше же китайские бренды присутствовали на российском рынке лишь в формате одноразовых сделок, объясняет Малис.
Китайские производители уже не воспринимаются покупателями как поставщики дешевых телефонов, уверен Тихонов из «Связного». По его словам, раньше смартфоны китайских брендов продавались в основном в низких ценовых сегментах (до 7000 руб.), сейчас же они появились и в средней, и в высокой ценовой категориях. Другая причина – технологии. В последние годы китайские смартфоны часто не уступают, а по некоторым параметрам превосходят лидеров по техническим характеристикам, рассуждает Тихонов.