3D-принтеры помогут Boeing ускорить производство космических аппаратов

Спутники должны стать дешевле, чаще запускаться и обновляться
Изображение спутников Boeing 502 Phoenix на орбите
Изображение спутников Boeing 502 Phoenix на орбите / Boeing

Boeing собирается ускорить выпуск спутников с помощью новых производственных процессов, в которых будет больше использована 3D-печать и задействовано меньше рабочих. В конечном итоге это может изменить то, как аэрокосмический гигант выпускает коммерческие и военные космические аппараты.

Об этих планах компании в интервью The Wall Street Journal рассказал Пол Раснок, который руководит спутниковым бизнесом Boeing. Компания уже начала реализовывать их в работе с небольшими спутниками. «Наша программа направлена на упрощение архитектуры спутников в целом и их дизайна, чтобы можно было их собирать быстрее», – говорит Раснок. По его словам, это также позволит сократить число сбоев на производстве.

Инициатива направлена на то, чтобы повысить конкурентоспособность Boeing в развивающейся отрасли. «Мы не можем оставаться конкурентоспособными, продолжая делать то, что раньше», – утверждает Раснок.

Традиционно производство спутников зависело от индивидуализированных и ручных процессов, что замедляло их выпуск и увеличивало расходы. Но, начиная с небольших спутников, сторонники перемен разрабатывают новые методы, предполагающие использование стандартизированных, предварительно протестированных модульных компонентов. Это позволит значительно упростить производство и проверки, которые становятся автоматизированными, утверждает Раснок. Хотя руководители Boeing отмечают, что в результате этого продолжительность эксплуатации некоторых коммерческих спутников (обычно 15 лет и более), вероятно, сократится вдвое – отчасти из-за отказа от некоторых дорогих систем.

Некоторые новые производственные процессы, в том числе 3D-печать, уже используются на заводе Boeing в пригороде Лос-Анджелеса, тогда как другие до сих пор на стадии планирования. Преимущества нового процесса в том, что он снизит издержки операторов и позволит им запускать спутники до того, как оборудование на орбите устареет, утверждает Раснок: «Я слышу, как клиенты говорят [о сокращении срока эксплуатации спутников] вместо 15-летней парадигмы».

У Boeing репутация производителя сложных и очень надежных, но дорогих спутников. На их разработку и производство у компании обычно уходит пять лет. Они могут быть размером со школьный автобус, весить тысячи килограммов и стоить около $150 млн. При этом за год выпускается не более 10 спутников. Напротив, маленькие спутники различных производителей часто весят лишь несколько десятков или сотен килограммов и их производство быстрее и дешевле, отмечает Раснок. Например, совместное предприятие Airbus и стартапа OneWeb намерено выпускать во Флориде сотни спутников в год стоимостью около $1 млн.

Ничто не помешает Boeing значительно сократить сроки производства, уверяет Раснок. По его словам, финальная сборка и покраска самолета Boeing 737 занимает 11 дней и компания хочет достичь подобного и в случае с космическими аппаратами.

Модульный подход используют и другие представители отрасли. ViaSat, клиент Boeing, выпускает коммуникационные спутники, которые будут использовать оборудование Boeing. Как отмечает гендиректор ViaSat Марк Данкберг, значительная часть времени обычно уходит на кастомизацию спутников. Поэтому его компания разрабатывает гибкие и модульные компоненты на основе цифровых систем, направленных на то, чтобы «один космический аппарат мог выполнять множество различных задач», говорит Данкберг.

Перевел Алексей Невельский