Команды Formula 1 переходят на 3D-печать

Инженеры Caterham использовали технологию, чтобы разработать оптимальный дизайн гоночного болида; она позволяет ускорить процесс производства и сократить расходы

Командам гоночной серии Formula 1 приходится в последнее время много работать с 3D-принтерами. Так, несколько месяцев перед стартом нового сезона инженеры команды Caterham на заводе в Оксфордшире использовали новую технологию печати, чтобы разработать оптимальный дизайн гоночного болида. «Мы делали таким образом 800-900 деталей в месяц», - говорит Иэн Принс, разрабатывающий прототипы.

Как и другие команды, Caterham в прошлом году решила купить два 3D-принтера, чтобы ускорить процесс дизайна и сократить расходы. По словам Принса, это оборудование позволяет команде экономить 40 000 фунтов в месяц. «У команд Formula 1 процесс развития идет круглый год, поэтому нам необходимо это оборудование, чтобы улучшить результаты болидов», - объясняет Принс.

Caterham разрабатывает дизайн, а затем печатает детали болида в масштабе 60% от оригинала. Затем они тестируются в аэродинамической трубе. Благодаря таким тестам можно быстро исправить детали до того, как они будут изготовлены уже для гоночного болида в полном размере. Кроме того, Caterham и другие команды Formula 1, в том числе действующий чемпион Infiniti Red Bull, уже изготавливают и металлические детали для болидов.

Сейчас в Великобритании растет число передовых производителей, которые, помимо Caterham, активно используют технологию 3D-печати. General Electric провела исследование 200 британских производителей. Его результаты показали, что примерно каждая четвертая компания применяет эту технологию. Таким образом, эта технология завоевывает промышленный сектор Великобритании.

Технология 3D-печати появилась в 1980-х гг. и первоначально использовалась для производства изделий из пластмассы. Однако в последние годы она значительно шагнула вперед. Теперь компании способны с ее помощью изготавливать детали сложной формы, расплавляя лазерами такие металлы, как титан и алюминий. В 2012 г. размер рынка металлических изделий, изготовленных таким образом, составлял 1,7 млрд евро. По оценкам консалтинговой компании Roland Berger, в течение следующих 10 лет размер этого рынка увеличится более чем в четыре раза, а расходы компаний на 3D-печать снизятся.

Медицинские компании Великобритании уже давно используют 3D-принтеры для производства персонализированных продуктов. По словам доктора Фила Ривза из консалтинговой компании Econolyst, Великобритания - одна из лидеров использования данной технологии в производстве медицинских приборов и имплантатов. Например, компания Fripp Design and Research первой стала печатать объекты из медицинского силикона, из которого можно изготавливать носовые и глазные протезы.

Британское правительство активно поддерживает развитие 3D-печати. В январе оно объявило о том, что выделит 15 млн фунтов на строительство национального центра 3D-печати в Ковентри. Его специалисты будут заниматься разработкой продукции для аэрокосмической, автомобильной и медицинской отраслей. Но пока по использованию 3D-принтеров Великобритания отстает от США, Японии, Германии и Китая. Тем не менее основатель американской консалтинговой компании Wohlers Associates Терри Волерс считает, что Великобритания играет одну из главных ролей в развитии этой технологии.

Пока компании преимущественно используют 3D-печать только для изготовления прототипов и тестирования продукции. Но некоторые из крупнейших производителей, такие как GE, BAE Systems и Siemens, продвинулись дальше остальных. Например, в январе BAE Systems объявила, что впервые выполнили полет истребители RAF Tornado, металлические детали которых были напечатаны на 3D-принтерах. Сейчас компания рассматривает возможность создания с помощью таких принтеров крупных титановых рам для самолетов.

GE планирует в течение следующих двух лет инвестировать в технологическое развитие своего нефтегазового бизнеса $100 млн. Отвечающий за это Эрик Гебхардт говорит, что значительная часть денег будет вложена в развитие 3D-печати. Более того, уже сейчас компания использует в своей работе более 300 3D-принтеров.

Многие считают, что технология 3D-печати не может конкурировать с традиционным производством, поскольку является слишком дорогой. Но растущее число использующих ее британских производителей показывает, что они с этим не согласны. «Через пять лет ее будут применять массово. Мы уже используем ее для производства полномасштабных деталей болидов. А в будущем не будет никаких ограничений в том, чтобы печатать изделия из металла», - утверждает Иэн Принс из Caterham.

Перевел: Алексей Невельский