Российские музыкальные лейблы недовольны Mail.ru Group
Группа платит им существенно меньше, чем западным издателям музыкиРоссийские издатели музыки недовольны условиями работы с Mail.ru Group и, в частности, входящей в нее социальной сетью «В контакте», рассказали «Ведомостям» представители нескольких таких компаний. Недовольство вызывает прежде всего отказ группы платить русским лейблам минимальные гарантийные платежи за использование музыки. Получения таких гарантий от Mail.ru Group удалось добиться всего четырем компаниям – трем западным мейджорам (Universal Music, Sony Music, Warner Music) и российскому Первому музыкальному издательству (ПМИ).
В Mail.ru Group входят портал Mail.ru, социальные сети «В контакте» и «Одноклассники». В течение многих лет у правообладателей были претензии к ресурсам группы и прежде всего к «В контакте»: они называли эту соцсеть крупнейшим в России музыкальным сервисом и при этом полностью пиратским. Мейджоры немало способствовали попаданию «В контакте» в список пиратских сайтов, который ведет торгпредство США. В прошлом году группе удалось договориться с крупнейшими правообладателями, переговоры вела компания United Music Agency (UMA) Олега Бутенко – она же подписывает лицензионные контракты от лица Mail.ru Group (см. врез).
Первый иск о блокировке соцсети на прошлой неделе подал музыкальный лейбл Moroz Records (ООО «Музыкальное право»). Компания обвинила «В контакте» в незаконном размещении песен групп «Кино», «Звуки Му», «Круиз» и Михаила Звездинского. Мосгорсуд признал правоту правообладателя и обязал Роскомнадзор временно заблокировать соцсеть – до подачи иска по существу (правда, ведомство не обнаружило спорных песен в соцсети и отказалось блокировать ее). Основатель Moroz Records Сергей Морозов сказал «Ведомостям», что будет добиваться судебной блокировки «В контакте»: основной иск будет подан в ближайшее время. Песни артистов Moroz Records постоянно появляются в соцсети: несмотря на то что «В контакте» их удаляет, пользователи загружают их заново, говорит Морозов. Было бы логичнее, если бы компания платила правообладателям за использование контента, добавляет он.
Музыкальные миллионы
По данным источников в музыкальных компаниях, всем трем мейджорам Mail.ru Group будет платить примерно $7 млн в год (контракты подписаны на три года), еще около $2 млн в год получит ПМИ. Сама группа и UMA детали контрактов никогда не комментировали. Бутенко не ответил на звонки «Ведомостей».
UMA платит большие гарантии западным мейджорам и ПМИ, а работать на таких же условиях с российскими компаниями отказывается, говорит генеральный продюсер «Мегалайнера» Валерия Гришина: «UMA готова платить нам отчисления от проигрывания каждого трека, но это суммы, несопоставимые с теми, что получают крупные участники рынка. На таких условиях мы не готовы работать». «Мы опасаемся, что если UMA будет работать с лейблами на разных условиях, то «В контакте» и другие проекты Mail.ru Group будут прежде всего продвигать музыку тех компаний, которым больше заплатили, просто чтобы отбить эти инвестиции», – продолжает Гришина. «Нас огорчает дискриминационная политика российской интернет-компании в отношении русских издателей музыки», – добавляет гендиректор Navigator Records Алексей Козин. По оценке Козина, около 35% музыки во «В контакте» – музыка, права на которую принадлежат независимым лейблам.
«Мистерия звука» безуспешно ведет переговоры с UMA уже полтора года, говорит ее коммерческий директор Евгений Жданников. С самого начала UMA разделила правообладателей на условно белых (мейджоры и ПМИ), получивших обещания крупных авансов и процентов от прослушивания, и всех остальных – они не получили ни гарантий, ни приличных процентов. «Эта ситуация нас не устраивает, и, при том что наша музыка все равно есть во «В контакте», мы внимательно изучаем судебный опыт Moroz Records и думаем о своих исках. Непонятно, почему «Яндекс» платит гарантии российским лейблам, а крупнейшая соцсеть – нет. Ее платежи должны быть сопоставимы с «Яндексом», а то и в 5 раз больше – если учитывать размер аудитории», – резюмирует Жданников.
Доля независимых лейблов в легальной музыке во «В контакте» – меньше 10%, говорит человек, близкий к участникам переговоров с этими компаниями. При этом они хотят «космических гарантий» – миллионы рублей за одного артиста. «Мы работаем с большинством правообладателей, заинтересованных в управлении своим контентом во «В контакте», но готовы сотрудничать и с другими владельцами прав, говорит представитель соцсети. С Moroz Records разумных договоренностей достичь не удалось, указывает он.