Новых пользователей в рунете почти не появляется

Рынок растет за счет активности существующих
Существующие пользователи все чаще и все дольше сидят в интернете
Существующие пользователи все чаще и все дольше сидят в интернете / Андрей Гордеев / Ведомости

Число пользователей интернета в России перестало расти, сообщила исследовательская компания GfK. В 2016 г. хотя бы раз в месяц в сеть выходило 70,4% россиян старше 16 лет – ровно столько же, сколько и в 2015 г., подсчитала компания.

В 2014–2015 гг. аудитория рунета росла «впечатляющими темпами», пишут исследователи: у россиян появилось гораздо больше новой цифровой техники и смартфонов, потому что они стремительно раскупали новую технику, желая избавиться от дешевеющих рублей. Кроме того, в те годы сотовые операторы активно продвигали пакеты с включенным мобильным интернетом, указывает GfK.

Именно мобильная аудитория остается единственным сегментом, который продолжает расти, – в 2016 г. число мобильных пользователей выросло на 12% и достигло 56 млн человек, это почти каждый второй интернет-пользователь в стране, указывает GfK.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) также обнаружил, что интернет-аудитория практически перестала расти: в сентябре – ноябре 2016 г. хотя бы раз в месяц в сеть выходило 68% россиян старше 18 лет, это всего на 1 процентный пункт больше, чем годом ранее.

По данным Mediascope, в 2016 г. хотя бы раз в месяц интернетом в России пользовалось 86 млн человек старше 12 лет, или 70% населения, за год число таких пользователей выросло на 3%. В этом году показатель вырастет еще примерно на 3%, прогнозирует руководитель интернет-проектов Mediascope Инесса Ишунькина: «Фактически это прекращение роста».

Суточная интернет-аудитория в отличие от ежемесячной продолжает увеличиваться, указывает Ишунькина: «Новые интернет-пользователи в стране не появляются, зато существующие все чаще заходят в интернет, проводят в нем все больше времени и используют все больше устройств». Жители крупных городов, по оценке Mediascope, в среднем в день проводят в сети 237 минут, из них 107 минут – в мобильном интернете и приложениях (пользователи 12–64 лет в городах с населением более 700 000 человек в октябре 2016 г.).

ФОМ подтверждает рост суточной аудитории: если в сентябре – ноябре 2015 г. хотя бы раз в день в сеть выходило 55% взрослых россиян, то в том же периоде 2016 г. – 59%.

Интернет-компании и рекламные агентства говорят, что прекращение роста интернет-аудитории не сказывается на притоке рекламных бюджетов. «Не так важен рост числа пользователей, – говорит вице-президент Mail.ru Group Дмитрий Сергеев. – Важен рост числа регулярных пользователей, прежде всего дневной аудитории, и рост частоты использования интернета. А эти показатели растут, особенно по мобильному интернету».

Интернет-аудитория перестала расти не потому, что остальным жителям страны сеть не интересна и не нужна, указывает руководитель крупной компании, против них работают проблемы с инфраструктурой: во множестве населенных пунктов мобильный интернет работает не лучшим образом и вообще нет доступа к широкополосному интернету, операторы не готовы в это инвестировать.

Рекламные бюджеты в сети последние 3–5 лет растут без оглядки на ежемесячную аудиторию, указывает вице-президент российского подразделения Dentsu Aegis Network Андрей Чернышов, гораздо важнее число контактов и время в сети: «Реклама борется за внимание и время клиентов. А за счет роста активности на мобильных устройствах время в сети в России уже приближается к телевизионному». Даже рост времени в сети уже не так важен, считает гендиректор Media Direction Group Андрей Брайович: «Нужно понять, где поймать нужную тебе аудиторию – на ТВ, в наружке, в сети. И большие целевые группы, прежде всего молодые жители крупных городов, уже сейчас проводят в сети больше времени, чем у телевизора. Этого более чем достаточно, чтобы бюджеты в сети росли».

Руководитель другого крупного рекламного агентства говорит, что контакты с пользователями растут не так быстро, как раньше, и интернет-компании ищут иные способы дополнительно заработать – к примеру, предлагают более сложные рекламные продукты, добавляют расчеты эффективности офлайновых кампаний и т. д.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, за первые девять месяцев 2016 г. рекламодатели потратили на продвижение в рунете 96 млрд руб., на 24% больше, чем за девять месяцев 2015 г. За весь 2015 год этот рынок вырос на 15% до 97 млрд руб.

Существующие пользователи все чаще и все дольше сидят в интернете