Каждый второй новый абонент платного ТВ в России в 2016 году – клиент «Ростелекома»
Экспансия оператора в малонаселенные районы изменила динамику развития рынкаВ 2016 г. база пользователей платного ТВ в России выросла на 3,6% до 41,2 млн подписчиков. Об этом рассказала аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова.
По предварительным подсчетам «ТМТ консалтинга», впервые более половины новых абонентов платного ТВ в стране подключил «Ростелеком»: в 2015 г. его доля в приросте абонентской базы составляла 35%. В 2016 г. на «Ростелеком» действительно впервые пришлась половина прироста числа абонентов платного ТВ, соглашается гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
По словам Крыловой, по темпам роста «Ростелеком» также на первом месте – за год его абонентская база в сегменте платного ТВ выросла на 8,8% до 9,4 млн подписчиков. «Ростелеком» – единственный российский оператор платного ТВ, который в абсолютном выражении в 2016 г. подключил больше абонентов, чем в позапрошлом, подчеркивает она. По данным «ТМТ консалтинга», второй по темпам роста оператор платного ТВ – «Эр-телеком холдинг». В 2016 г. база его телезрителей выросла на 6,4% почти до 3 млн, утверждает Крылова.
По предварительным данным «ТМТ консалтинга», «Ростелеком» по итогам 2016 г. занимает второе место по количеству абонентов платного ТВ в России. На первом – Национальная спутниковая компания («Триколор ТВ»), у которой немногим более 12 млн подписчиков.
Впечатляющие результаты «Ростелекома» Крылова объясняет программой ликвидации цифрового неравенства, которую сейчас реализует компания. Согласно 10-летнему контракту «Ростелекома» на 168 млрд руб., заключенному с государством в 2013 г., оператор должен организовать в населенных пунктах, где установлены таксофоны и проживает 250–500 человек, доступ в интернет на скорости не менее 10 Мбит/с. По программе устранения цифрового неравенства «Ростелеком» должен построить 200 000 км оптических линий связи, дотянув их почти до 14 000 населенных пунктов, говорил ранее его представитель.
Благодаря этой программе «Ростелеком» – чуть ли не единственный оператор, не просто строивший сети в 2016 г., но и строивший их там, где никаких других сетей в принципе нет, отмечает Крылова. Зрителям в малонаселенных и удаленных районах доступно также спутниковое ТВ, но комплект для его приема стоит несколько тысяч рублей, а приставки для приема интернет-ТВ (IPTV) можно арендовать значительно дешевле, цена аренды включается в ежемесячный платеж за услуги ТВ, объясняет она.
Кусков также говорит, что «Ростелекому» помогли удачно реализованная программа строительства в крупных городах оптоволоконных сетей GPON и одна из лучших в России платформ для оказания интерактивных телевизионных услуг.
Телефикация «Ростелекомом» регионов привела к изменению динамики развития российского рынка платного ТВ, считает Крылова. По ее словам, в 2016 г. прирост базы пользователей IPTV составил 18,6%, отток пользователей кабельного ТВ – 0,4%, а некогда самый быстрорастущий в России сегмент спутникового ТВ прибавил только 2,9%.
«Ростелеком» – сильный участник рынка платного ТВ не только в регионах, но и в Москве: оператор активно работает как в сегменте социального ТВ, коллективных антенн, так и на рынке цифрового ТВ, отмечает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. «Ростелеком» активно осваивает новостройки, говорит он. IPTV увеличивает средний ежемесячный счет (ARPU) подписчика широкополосного доступа (ШПД) примерно на 30%, рассказывает Мирзабеков. Он прогнозирует рост спроса на платное ТВ в 2017 г. и объясняет его активной заменой старых телевизоров на новые и ростом спроса их покупателей на разнообразный и качественный контент.
Представитель «Ростелекома» Валерий Костарев называет драйвером роста базы пользователей услугу «Интерактивное ТВ»: число ее пользователей за год выросло на 28%. Этот рост напрямую связан с ростом количества пользователей ШПД, подключенных по оптическим сетям, считает он.
Заместитель гендиректора «Ориона» Мария Жилина не связывает относительно низкие темпы роста числа абонентов спутниковых операторов с экспансией «Ростелекома». Проникновение платного телевидения в России превысило 70%, что вполне соответствует уровню развитых стран, и, по сути, делает бессмысленными дальнейшие инвестиции в наращивание абонентских баз: операторы сосредоточатся на их монетизации, передала она «Ведомостям».