Падение выручки от традиционной телефонной связи впервые замедлило темп
Абоненты уже реже отказываются от домашнего телефонаПадение доходов операторов фиксированной телефонии в 2016 г. замедлилось на 0,5 процентного пункта до 7,6%, следует из отчета «ТМТ консалтинга» по предварительным итогам года в отрасли связи. В 2015 и 2014 гг. рынок фиксированной телефонии падал, по их подсчетам, на 8,1%. По расчетам же аналитической компании iKS-Consulting, в 2014 г. он сократился на 7%, а годом ранее падение доходов было 5%. Таким образом, замедление падения на этом рынке происходит впервые.
Падение замедляется за счет массового сегмента рынка местной связи, замечает аналитик «ТМТ консалтинга» по фиксированной связи Елена Фролова. Судя по всему, большинство абонентов, желавших избавиться от проводного телефона, уже сделали это, объясняет она, и теперь падение выручки на этом рынке будет замедляться. В то же время, например, падение доходов на рынке дальней связи, напротив, продолжает ускоряться, замечает Фролова.
По итогам девяти месяцев 2016 г. выручка «Ростелекома» (лидера этого рынка) от фиксированной телефонии снизилась почти на 12%. За 2015 г., по его отчетности, она сократилась на 9,7%.
Падение голосовой выручки характерно уже не только для фиксированной, но и для мобильной связи, замечает представитель «Ростелекома» Валерий Костарев, благодаря мессенджерам. Но у оператора, по его словам, темпы оттока абонентов стабилизировались и даже несколько снизились. Если за 2015 г. абонентская база фиксированной телефонии сократилась на 9%, то за девять месяцев 2016 г. – на 8%. Костарев говорит, что «Ростелеком» принимает различные меры по снижению оттока и повышению конкурентоспособности фиксированной телефонии. Для много говорящих абонентов она остается самым экономичным видом связи.
Главный вопрос – каким образом и за счет чего компенсируется выпадающая голосовая выручка, замечает Костарев. Он напоминает, что по итогам девяти месяцев 2016 г. крупнейшие сотовые операторы снизили выручку, а «Ростелеком» показал пусть и небольшой, но рост (на 0,3% год к году) благодаря облачным услугам и VAS (рост на 42,5%) и платному ТВ (на 21,9%).
Рынок традиционных услуг связи падает не из-за замещения сервисов, а за счет снижения их стоимости в условиях высокой конкуренции, считает представитель «Транстелекома» Наталья Ташкеева. В 2017 г. эта тенденция продолжится, говорит она. По словам Ташкеевой, выходом из такой ситуации становится расширение портфеля предлагаемых услуг (например, за счет m2m-сервисов) и заключение крупных договоров.