Доходы операторов публичного WiFi будут расти быстрее мощности сети

Операторы заработают на госконтрактах, рекламе и системах идентификации пользователей
Доходы операторов публичного WiFi будут расти быстрее мощности сети
Доходы операторов публичного WiFi будут расти быстрее мощности сети / Е. Разумный / Ведомости

Рост количества точек беспроводного доступа идет за счет внедрения WiFi на транспорте, отмечает Якименко. Она приводит в пример проект «дочки» «Мегафона» NetByNet по инсталляции на московском наземном транспорте WiFi - планируется, что им будет оснащено 8000 транспортных средств. «Масимателеком» должна установить более 700 WiFi-роутеров в подмосковных электричках. Также Якименко отмечает проект Сбербанка по оснащению WiFi отделений. Только в первом полугодии 2016 г. в них появилось более 450 точек доступа, посчитала она. Проект по ликвидации цифрового неравенства тоже ведет к росту количества точек WiFi-доступа - по плану к концу 2016 г. «Ростелеком» должен установить в удаленных районах до 2500 таких точек, хотя из-за проблем с финансированием эти планы могут скорректироваться, отмечает Якименко.

По итогам 2016 г. в России будет около 80 000 точек публичного WiFi-доступа, посчитала «ТМТ консалтинг». Прогноз основан на целевых показателях уже реализуемых коммерческих проектов и госконтрактов, объясняет аналитик «ТМТ консалтинга» Ирина Якименко. По ее словам, на конец 2015 г. в России было 76 000 точек беспроводного доступа. Если не считать московскую городскую сеть WiFi «Вымпелкома» из примерно 10 500 точек, закрытую летом 2016 г. из-за отсутствия покупателей, в России по итогам 2015 г. было бы 65 000 hot spots WiFi, а их количество выросло бы в 2016 г. на 23%, рассуждает Якименко. По данным «ТМТ консалтинга», на столько же выросло количество точек доступа и в 2015 г.

По прогнозу Якименко, доходы операторов от WiFi в 2016 г. вырастут примерно на 25% до 2,6 млрд руб. В эту сумму входит оплата госконтрактов, плата корпоративных заказчиков за инсталляцию и обслуживание точек доступа WiFi, а также выручка «Максимателекома» от размещения рекламы на мобильных устройствах пассажиров московского метро.

По словам Якименко, дополнительным источником доходов для операторов стала плата корпоративных заказчиков за установку и эксплуатацию систем идентификации пользователей. Проводить эту процедуру тех, кто предоставляет клиентам беспроводной доступ, обязывают так называемые антитеррористические поправки в закон «О связи», вступившие в силу летом 2014 г.

WiFi-сеть «Вымпелкома» (строилась в 2005 г.) работала в Москве до июня 2016 г. В конце 2015 г. «Вымпелком» разослал ряду операторов предложение о покупке этого актива, но в итоге отказался от продажи. Демонтаж оказался «более выгодным способом оптимизации WiFi-активов в Москве», объясняла представитель оператора Анна Айбашева.

К концу своего существования WiFi-сеть «Вымпелкома» не оказывала влияния на общую ситуацию на московском рынке беспроводного доступа, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Оператор в последние годы развивал услуги 3G и LTE, WiFi, очевидно, был на периферии внимания менеджмента компании, предполагает он. Оператор пытался сочетать рекламную модель монетизации сети и платный доступ - возможно, поэтому и не удалось выработать четкой стратегии продвижения ее услуг, говорит Мирзабеков. По его мнению, WiFi-сети городского масштаба могут окупаться только за счет платного доступа. Рекламная модель сомнительна: доступ за просмотр рекламы никак не привязан к контенту, который востребован абонентом, рассуждает Мирзабеков. Когда пользователю показывают сначала рекламную заставку при входе в сеть, а потом еще и рекламу на сайтах - это очень раздражает, отмечает он.

Мирзабеков согласен с тем, что идентификация пользователей при подключении к публичному WiFi стала приносить дополнительный доход провайдерам. Программное обеспечение для индентификации пользователей, прием и отправка необходимых для этого sms - все это дополнительная плата заказчика услуги, объясняет он.

В WiFi-сети «Эр-телеком ходинга» по всей России 9000 точек доступа, передал «Ведомостям» его президент Андрей Кузяев. В частности, по заказу московского правительства оператор в начале сентября 2016 г. построил 200 точек WiFi-доступа в пределах Бульварного кольца - по условиям контракта с городскими властями к началу 2017 г. их должно быть 1100, напоминает он. В дальнейшем планируется масштабировать московский опыт на всю страну, говорит Кузяев. Бизнес-модель подразумевает монетизацию региональных WiFi-сетей по рекламной модели, за счет роуминга и премиальных услуг, рассказывает он.

У «Вымпелкома» одна из крупнейших коммерческих сетей WiFi, среди его клиентов McDonald’s, World Class, Burger King, крупный сетевой ритейл («М.видео»), автосалоны, жилищные комплексы и др., перечисляет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Помимо создания постоянных WiFi-сетей «Вымпелком» также предоставляет услуги по обеспечению беспроводным доступом массовых мероприятий, так называемый Highdensity WiFi. Ежегодно количество hot spots «Вымпелкома» растет на 5-10%, их услуги монетизируются за счет платы государственных и корпоративных заказчиков, рассказывает она.

Возможно, в перспективе рынок WiFi будет сокращаться - это связано с увеличением покрытия сетей LTE и появлением пакетных и безлимитных тарифов, прогнозирует представитель МТС Дмитрий Солодовников. WiFi востребован там, где пока нет разветвленных сотовых сетей 3G и LTE, - но появление современной сотовой связи на таких объектах вопрос времени, утверждает он.