WiFi на колесах
C 1 февраля 2016 г. в московском наземном транспорте появится бесплатный WiFi, сообщил информационный портал московского правительства.
В конце 2015 г. контракт с «Мосгортрансом» выиграла «Нэт бай нэт» (100%-ная «дочка» «Мегафона», занимающаяся фиксированным интернетом), рассказал представитель транспортного предприятия. Сумма пятилетнего контракта на оборудование и обслуживание 8000 транспортных средств – 403 млн руб., следует из материалов конкурса, в котором помимо «Нэт бай нэт» принимал участие сам «Мегафон». «Нэт бай нэт» уже оснастила WiFi 800 транспортных средств – остальные будут оборудованы до конца 2016 г., передал через пресс-службу гендиректор оператора Андрей Батанов. Точки доступа будут подключаться к сотовой сети «Мегафона», говорит представитель сотового оператора.
Скорость доступа в интернет в транспорте составит до 10 Мбит/с, чтобы минимум 15–20 человек могли им пользоваться, цитирует портал московского правительства гендиректора «Мосгортранса» Евгения Михайлова. По его словам, в 2015 г. бесплатный WiFi появился на 450 остановках общественного транспорта: за год в сети зарегистрировалось 130 000 пользователей, к ней подключались 950 000 раз.
По данным департамента информационных технологий Москвы, сейчас у правительства Москвы чуть более 7000 точек публичного WiFi-доступа. Из них чуть более 6100 работает в общежитиях вузов.
Получается, что по условиям пятилетнего контракта «Нэт бай нэт» получит за установку и обслуживание каждого роутера в общественном транспорте чуть более 50 000 руб. «Нэт бай нэт» рассматривает дополнительные механизмы монетизации этого сервиса, в частности рекламные, отмечает Батанов. Деталей он не раскрыл.
Роутер, который в течение пяти лет сможет работать в общественном транспорте, вместе с его монтажом и дополнительным софтом обойдется примерно в 20 000 руб., подсчитал гендиректор разработчика Free Wifi Russia Михаил Климарев. Таким образом, за его обслуживание «Нэт бай нэт» будет получать в среднем около 500 руб. в месяц, отмечает он. Климарев называет эту цену рыночной.
В московском общественном транспорте уже работает оператор бесплатного WiFi – «Максимателеком», который открыл сеть беспроводного доступа в московском метро в 2013 г. «Максимателекому» интересны WiFi-сервисы в местах массового скопления людей, в частности в общественном транспорте, говорит его представитель Илья Грабовский. По его словам, строительство WiFi-сети в Московском метрополитене стоило оператору около 2 млрд руб. ($70 млн по докризисным ценам). В 2015 г. было зарегистрировано около 550 млн подключений к сети «Максимателеком», ее ежемесячная аудитория составляет 1,2 млн уникальных пользователей, говорит Грабовский.
WiFi в наземном общественном транспорте в Москве вряд ли сильно нужен с учетом развития LTE-сетей, уверяют представители конкурентов «Мегафона» в Москве, – МТС, «Вымпелкома» и «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2). Тем более что в них абоненту не нужно проходить процедуру авторизации, как при подключении к WiFi-сетям.
Пакетными тарифами пользуется уже почти 40% абонентов «Вымпелкома» в Москве, WiFi в общественном транспорте для них будет уже не очень актуален, замечает представитель оператора Анна Айбашева. У МТС в Москве почти 80% новых абонентов подключают специальные тарифы и опции для выхода в интернет, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. Качество покрытия и стоимость услуг «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) в Москве позволяют постоянно пользоваться мобильным интернетом в наземном транспорте, отмечает представитель оператора Константин Прокшин.
По данным Telecom Daily, в декабре в Москве средняя скорость скачивания информации через сеть LTE составляла 11–12 Мбит/с.