Аукцион метрополитена по выбору рекламного подрядчика снова под угрозой срыва
«Лайса» подала жалобу в ФАС на площадку, которая проводила аукцион«Лайса диджитал» подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) жалобу на оператора электронной площадки по проведению торгов АО «ОТС», следует из документов, размещенных на сайте самой площадки. Компания считает, что торги по выбору рекламного подрядчика Московского метрополитена были проведены с нарушениями. Рассмотрение жалобы назначено на 25 августа, а до момента рассмотрения жалобы по существу торги приостановлены, то есть метрополитен не сможет заключить договор с победителем до этого времени.
Генеральный директор «Лайсы» Армен Газарян подтвердил «Ведомостям» подачу жалобы. «Лайса диджитал» считает, что во время торгов был нарушен порядок определения победителя, а саму компанию лишили возможности повысить свое предложение, следует из текста жалобы компании в ФАС, с которой ознакомились «Ведомости». Победитель аукциона «Трей компани» был признан раньше времени официального завершения торгов и других участников аукциона лишили возможности сделать ставку на повышение, говорится в тексте жалобы.
Московский метрополитен ищет подрядчиков для продажи рекламы с 2011 г. Тогда аукцион выиграла «дочка» холдинга «Гема», компания «Авто селл». Она пообещала выплатить 14 млрд руб. за пять лет, но в апреле 2015 г. не смогла рассчитаться с метрополитеном из-за финансовых трудностей. Метрополитен расторг с ней контракт и потребовал через суд более 1 млрд руб. компенсации. Этот суд «Авто селл» проиграла. 31 марта «Авто селл» подала встречный иск на 2,29 млрд руб. в Московский арбитражный суд, в мае 2016 г. подала на банкротство. По делу о банкротстве метрополитен требует от «Авто селл» более 4 млрд руб. (долг плюс пени). Жалобы пока не рассмотрены по существу.
Но сейчас аффилированная с «Гемой» компания может снова стать подрядчиком метрополитена по продаже рекламы - эта компания выиграла второй аукцион подземки, результаты которого стали известны на прошлой неделе. Аукцион выиграла «Трейд компани», она аффилированна с рекламным оператором ТРК и «Гемой» Александра Геллера, говорил «Ведомостям» топ-менеджер одного из операторов. Заместитель гендиректора ТРК Гюля Коган подтверждала это «Ведомостям». За право размещать рекламу на станциях и в вагонах метро победитель должен заплатить свыше 21,43 млрд руб. за 10 лет, а также предоставить банковскую гарантию более чем на 5,3 млрд руб.
Метрополитен искал рекламного подрядчика с начала года. За это время компания сумела провести два аукциона. Первый состоялся в марте. Его победитель должен был уплатить за право размещать рекламу в метро не менее 17,9 млрд руб. в течение 10 лет плюс представить банковские гарантии, которые спустя две недели после объявления аукциона метрополитен решил повысить. В предыдущей версии проекта договора победитель должен был предоставить банковскую гарантию на 8% от всей стоимости контракта (минимум 1,4 млрд руб.), затем на второй год работы – гарантию на 6% выплат (т. е. минимум на 1 млрд руб.), в последующие годы – на 2% (минимум на 351 млн руб.). Изначально предполагалось, что победитель предоставит гарантию на 2,5% от итоговой цены лота (439 млн руб.) единожды и на весь срок действия договора. В ответ на изменение условий участники аукциона начали подавать массовые жалобы в ФАС и иски в суд. Но тогда торги состоялись и метрополитен готов был отдать контракт оператору наружной рекламы Russ Outdoor (заявки остальных четырех претендентов тендерная комиссия отклонила). Но ФАС запретила заключать договор с победителем, так как признала жалобу «Лайсы» обоснованной.
О второй попытке провести аукцион метрополитен объявил в начале июня. Цена осталась прежней, а требования к банковской гарантии повысились: 15% от стоимости контракта, или минимум 2,7 млрд руб. Затем и эта сумма показалась метро недостаточной, и спустя 1,5 недели размер гарантии вырос до 30% от первоначальной суммы договора, или до 5,3 млрд руб. Участники жаловались и на эти условия в ФАС, но аукцион все же состоялся. Заявки подали пять компаний, в аукционе участвовали только три: «Трейд компани» – та самая, аффилированная с ТРК, «Экспо медиа», которая представляла интересы Russ Outdoor, и «Лайса диджитал» – в интересах компании «Лайса».
Торги состоялись 17 августа. «Трейд компани» предложила максимальную цену и была признана победителем. Но торги прошли с нарушениями, говорили «Ведомостям» его участники, и они планировали оспорить их результаты. После того как «Трейд компани» сделала очередной шаг на повышение, у других участников по правилам было еще 100 минут, чтобы дать свои предложения, говорили «Ведомостям» два сотрудника «Лайсы» и Russ Outdoor, если за это время никто из участников не делает предложения, торги признаются состоявшимися. Но через 10–12 минут после того, как «Трейд компани» сделала этот шаг, аукцион внезапно остановился и компанию признали победителем, говорят собеседники «Ведомостей». Хотя таймер аукциона продолжал работать, сделать новые предложения участники не могли. «Не исключено, что это был сбой у самой площадки. Мы направили им запрос с просьбой разъяснить несвоевременную остановку торгов», – говорил «Ведомостям» гендиректор «Лайсы» Армен Газарян. Но представители площадки в ответе «Лайсе» не указали, почему произошел сбой, и не уточнили, почему не произошло продления аукциона с момента последней ставки, говорил ранее Газарян.
Представители метрополитена и ФАС не ответили на звонки «Ведомостей».