Летающие автомобили становятся все реальнее

Некоторые могут появиться в продаже уже через несколько лет
Аппарат американской компании Terrafugia со складывающимися крыльями скорее может считаться ездящим самолетом, чем летающим автомобилем
Аппарат американской компании Terrafugia со складывающимися крыльями скорее может считаться ездящим самолетом, чем летающим автомобилем / Terrafugia

Ряд предпринимателей пытаются выпустить на рынок новый вид личного транспорта – летающие автомобили. Некоторые из них уже летают, другие пока существуют только на чертежах. При этом их дизайн различается так же сильно, как и у первых самолетов, ведь отрасль новая, а разработчики по-разному представляют пожелания потребителей, технические параметры и возможные требования регуляторов.

О летающих автомобилях люди мечтают давно. По словам менеджера проектов мюнхенской Carplane Джона Брауна, он хранит изображение человека на велосипеде, прикрепленного к воздушному шару, которое датировано 1885 г. Сейчас в производстве летающих автомобилей заинтересованы как сооснователь Google Ларри Пейдж, лично финансирующий сразу две занимающиеся этим компании, так и китайская госкомпания Aviation Industry Corp. of China (AVIC). Последняя представила свой прототип на выставке в Тяньцзине в 2015 г.

Разработчикам летающих автомобилей часто приходится иметь дело с противоречивыми требованиями. Например, автомобили должны иметь ограниченную ширину и помещаться в гараже, а самолетам, наоборот, необходим большой размах крыльев. В них по-разному распределяется вес. В результате, некоторые прототипы похожи скорее на летающие автомобили, а другие — на ездящие по дорогам самолеты. Но несмотря на различия в дизайне цель одна — создать транспортные средства, безопасные и на дорогах, и в небе.

Городская авиация

Европейские регуляторы хотят предоставить инженерам определенную свободу в разработке различных идей. Еврокомиссар по транспорту Виолета Булц попросила своих подчиненных начать думать над концепцией «городского авиационного пространства», которая подошла бы для дронов и городских самолетов. Хотя начало продаж реальных летающих автомобилей остается отдаленной перспективой. Идеей до сих пор занимаются в основном лишь ряд предпринимателей, но они предлагают все более продуманный дизайн.

Наука приближает осуществление мечты о летающих автомобилях, утверждает технический директор AeroMobil Дуглас Макэндрю. Эта словацкая компания впервые выполнила полет прототипа в 2012 г. Все более доступные композитные материалы позволяют делать летающие автомобили достаточно легкими для взлета и крепкими, чтобы выдерживать ежедневную эксплуатацию, говорит Макэндрю. Также, по его словам, двигатели стали легче и мощнее, а необходимая для управления электроника – доступнее.

Компания Terrafugia из штата Массачусетс работает над прототипом уже третьего поколения, который отвечал бы еще не до конца разработанным требованиям регуляторов. Terrafugia хочет, чтобы он попал в категорию легких спортивных самолетов, поэтому водителям для управления им необходимо будет иметь соответствующую лицензию. Новая модель будет тестироваться в 2016-2017 гг. Ее первоначальный двухместный прототип Transition впервые совершил полет в 2009 г. и налетал более 100 часов. Также Terrafugia работает над четырехместным транспортным средством, способным взлетать и приземляться вертикально. Компания признает, что для реализации этой модели необходимо преодолеть «значительные технические и нормативные барьеры» и производство подобных машин начнется не раньше 2024 г.

Аварии прототипов и регуляторы

Разработка летающих автомобилей проходит далеко негладко. Так, прототип AeroMobil разбился во время тестового полета в 2014 г., после чего компания изменила его дизайн. Как утверждает AeroMobil, затем он налетал семь с половиной часов, и еще 40 часов компания тестировала двигатель. Теперь она планирует представить модель AeroMobil 4.0, начать принимать предварительные заказы в 2017 г. и продавать ее в 2018 г.

Но вопросы с регуляторами еще не разрешены, и это может задержать появление летающих автомобилей. По-прежнему ведутся споры о том, разрешать ли их владельцам ездить по дорогам или взлетать с местных аэродромов. Еврокомиссия может решить создать для летающих автомобилей новую категорию, в которой был бы найден компромисс между правилами авиационной и дорожной безопасности, говорит один из чиновников ЕС. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) сообщило, что провело уже две встречи со сторонами, заинтересованными в создании «ездящих по дорогам» самолетов. Также представитель Федерального управления гражданской авиации США заявил, что летающие автомобили – это самолеты, поэтому они должны сертифицироваться этим ведомством, а управлять ими должны только пилоты с соответствующей лицензией.

Дальность полета и скорость

Даже если предположить, что все проблемы с регуляторами будут решены, останутся вопросы о предпочтениях потребителей. По мнению Брауна, оптимальная дальность полета автомобилей Carplane – от 320 до 1930 км, особенно они подойдут для местностей, где между городами нет хороших транспортных связей. Их скорость во время полета, вероятно, составит 200 км/ч, а на дороге – не более 175 км/ч. Высота полета не должна превышать 4600 м. Carplane сейчас обсуждает свою концепцию с регуляторами ЕС, поэтому продажи вряд ли начнутся раньше 2019 г., говорит Браун. Кроме того, от решения немецких авиационных регуляторов зависит, когда компания начнет тестировать транспорт в воздухе.

Летающие автомобили в любом случае не будут дешевыми, утверждают компании, хотя многие из них не хотят обсуждать цену. Их стоимость, вероятно, будет значительно выше, чем у самых дешевых самолетов или люксовых спортивных автомобилей. Но летающие автомобили располагают рядом преимуществ, утверждает Браун: например, можно экономить на аренде ангара (может превышать $500 в месяц) и не надо покупать авиационное топливо. По его словам, летающие автомобили можно будет заправлять на обычных заправочных станциях.

Перевел Алексей Невельский