Нового измерителя ТВ-аудитории выберут до конца года

Уже завтра Госдума может проголосовать за госрегулирование телеизмерений
ТВ-рейтинги говорят о популярности передач, на их основе продается реклама
ТВ-рейтинги говорят о популярности передач, на их основе продается реклама / М. Стулов / Ведомости

Срок вступления в силу новых ограничений для иностранцев в телеизмерениях по просьбе отрасли отодвинут с 1 января 2017 г. на 1 сентября 2017 г., сообщил на заседании комитета Госдумы по информационной политике его председатель Леонид Левин. Соответствующая поправка внесена в проект депутата Андрея Лугового. Комитет рекомендовал Думе принять этот проект во втором и третьем чтении завтра, 22 июня.

Луговой предлагает ввести государственную аккредитацию для измерителей ТВ-аудитории и ограничить иностранный капитал в таких компаниях 20%. Проект поправок в законы о СМИ и о рекламе он внес в Думу 5 июня, 15 июня они были приняты в первом чтении.

ТВ-рейтинги говорят о популярности передач, на их основе продается реклама. Луговой считает: неправильно, что западная компания определяет предпочтения российских зрителей. Фактически это запрет для одной компании: телеканалы и рекламодатели в России больше 20 лет пользуются рейтингами TNS (принадлежит Kantar, исследовательскому подразделению британского холдинга WPP). По предложению Лугового рекламодатели уже с января 2017 г. должны пользоваться только данными отечественной компании с госаккредитацией.

На расширенном заседании комитета на прошлой неделе представители крупнейших телеканалов и телехолдингов («Первого канала», ВГТРК, «Газпром-медиа», «Национальной медиа группы», «СТС медиа») в целом поддержали проект, но уверены, что до начала 2017 г. новый измеритель начать работать не сможет.

Левин также сообщил, что вместо госаккредитации измерителя будет введена процедура его «наделения полномочиями». Выбрать и наделить полномочиями измерителя до 1 января 2017 г. должен Роскомнадзор. Госаккредитацию раскритиковал на прошлом заседании комитета начальник управления контроля рекламы Федеральной антимонопольной службы Николай Карташов: «Телеканалы много говорили здесь о прозрачности работы измерителя. Но с каких пор госаккредитация гарантирует эту прозрачность? Сейчас такую процедуру у нас проходят авторские организации, и только ленивый не писал, насколько непрозрачна их работа!»

Представители рекламных агентств и рекламодателей также раскритиковали проект на прошлом заседании комитета. Президент Ассоциации коммуникационных агентств России Алексей Ковылов назвал проект Лугового несвоевременным и неисполнимым: в условиях глубокого застоя рынка рекламы такие болезненные и резкие изменения приведут к оттоку рекламных бюджетов из ТВ.

Алексей Поповичев, исполнительный директор ассоциации «Русбренд» (объединяет крупных рекламодателей), поддерживает: «Реальные сроки запуска нового измерителя – три года. Необходим переходный период, иначе рынок будет терять деньги». Поповичеву непонятно, кто заплатит за расширение панели: это миллиарды рублей в год. Если проект будет принят как есть, рынок телерекламы потеряет 30–40%, уверен президент Транснациональной медиакомпании Александр Митрошенков. Заместитель гендиректора крупнейшего селлера Vi Илья Будницкий добавлял, что тогда каналы потеряют эти деньги совсем: бюджеты уйдут в интернет.