Платная подписка в один клик

Абоненты сотовых операторов помимо своей воли могут подписаться на платные сервисы
При заходе на некоторые сайты из браузера мобильного телефона абоненты становились пользователями платных услуг
При заходе на некоторые сайты из браузера мобильного телефона абоненты становились пользователями платных услуг / А. Астахова / Ведомости

Сотрудники «Ведомостей» – абоненты МТС и «Вымпелкома» на днях помимо своей воли оказались подписчиками платных услуг. При заходе на некоторые сайты из браузера мобильного телефона они получили sms о подключении к платной услуге. Абонент «Вымпелкома» оказался пользователем канала «Видеомир 18+», а МТС – ресурсов Moyamedia.ru и Filoteka.ru. Отписаться от подписки можно было, отправив сообщение. Но списание средств за первый день «пользования» услугой – в обоих случаях 20 руб. – произошло моментально.

Всплеска обращений в Роскомнадзор по этому поводу нет, говорит представитель ведомства Вадим Ампелонский. Возможно, абоненты жалуются непосредственно самим операторам, отмечает он.

Действительно, «Ведомости» обнаружили неоднократные жалобы на подобные проблемы в публикациях абонентов МТС, «Вымпелкома» и Tele2 за последние три месяца на официальных страницах этих операторов в Facebook и «В контакте». Один из абонентов «Мегафона» сообщал о подобной проблеме в своем блоге. Все они отмечали, что не давали согласия на подписки, а просто заходили на сайты различной тематики и оказывались подключенными к услугам стоимостью от 20 до 100 руб. в день. Ответы представителей МТС, «Вымпелкома» и Tele2 на подобные жалобы в социальных сетях почти идентичны. Подтверждение подписки происходит незаметно для абонента при клике на рекламный баннер или посещении сомнительного сайта, пишут они.

Доходы падают

В последние годы доходы операторов от платного контента падают, говорит партнер AC&M Consulting Оксана Панкратова. Это демонстрирует, что компании действительно эффективно борются с мошенниками в этой отрасли. Так, в 2015 г. МТС заработала на контенте 11,6 млрд руб. по сравнению с 14,7 млрд годом ранее, «Мегафон» – 13,2 млрд и 15,4 млрд руб. соответственно. Небольшой рост показал только «Вымпелком» – 16,8 млрд руб. в 2015 г. против 16,45 млрд годом ранее.

Юрий Синодов, совладелец проекта Teleus.ru, освещавшего проблему мобильного мошенничества (сейчас заморожен), рассказывает, что платная подписка в один клик может осуществляться при помощи невидимой абоненту кнопки с согласием на подписку. Контент-провайдеры могут договариваться с владельцами сайтов о размещении «хорошей» рекламы. Но впоследствии может меняться или сам рекламируемый сайт, или код, который работает мошенническим образом, не информируя абонентов о стоимости услуг и о самом факте подписки, объясняет Синодов.

Операционный директор крупного контент-провайдера i-Free Дина Попова говорит, что операторы очень жестко реагируют на такие случаи. Компании борются с этим явлением, подтверждает Синодов, но считают определенный его процент допустимым.

Некоторые сайты действительно делают кнопки подписок незаметными. МТС тщательно мониторит их, объясняет представитель оператора, и при выявлении нарушений штрафует, возвращая деньги пользователям. То же самое говорит и представитель Tele2. Недобросовестных партнеров Tele2 может и вовсе отключить. Контент-провайдер обязан явно указывать платный характер и конкретную стоимость услуги, отмечает представитель «Вымпелкома». В случае нарушений к провинившимся применяются строгие штрафные санкции. Представители всех операторов напоминают, что для их абонентов работают специальные авансовые контентные счета, которые позволяют избегать подключения платных подписок без ведома абонента.