В Госдуме придумали, как защитить абонентов от лишних списаний

Операторов могут обязать указывать полную цену услуги и выводить окно с ее условиями
Операторов могут обязать указывать полную цену услуги и выводить окно с ее условиями
Операторов могут обязать указывать полную цену услуги и выводить окно с ее условиями / Максим Стулов / Ведомости

Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи под председательством Леонида Левина соберется в среду, чтобы обсудить меры по борьбе со списаниями с мобильных номеров и мобильными мошенниками, рассказали люди, получившие приглашение поучаствовать в заседании, и подтвердил сам Левин. По словам депутата, комитет обсудит все случаи списаний, включая мошенничества с использованием данных по банковским картам. Итогом этого обсуждения должны стать поправки в законодательство, рассказывает он.

Разработать законодательные инициативы, которые позволят защитить абонентов сотовых телефонов от незаметного подключения к различным услугам Леонида Левина попросили региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) и Институт развития интернета (ИРИ). Об этом сообщила на прошлой неделе газета «Известия».

«Ведомости» ознакомились с документами к заседанию комитета, которые подготовил РОЦИТ. Организация предлагает внести изменений в Федеральные законы «О защите прав потребителей» и «О рекламе» в целях дополнительной защиты интересов пользователей мобильных сервисов. В частности, РОЦИТ просит указывать не просто «цену в рублях» в описании услуг, а заменить это понятие на «полную цену в рублях (включая все дополнительные и сопутствующие платежи, которые потребителю надлежит осуществить для получения товара или услуги)». Кроме того, при заключении договора приобретения товара, работы, услуги дистанционным образом, считает РОЦИТ, продавец обязан зафиксировать факт явного и недвусмысленного ознакомления и понимания потребителем полной цены товара (работы, услуги) и условий приобретения товара (работы, услуги). 

Также РОЦИТ предлагает считать информацию о существенных условиях приобретения рекламируемого товара (работы, услуги) ясно видимой для потребителя рекламы, если шрифт, описывающий условия приобретения услуги имеет размер не менее среднего для той рекламы, где он используется, а громкость звучания при описании условий идентична громкости всего ролика. Кроме того, РОЦИТ предлагает инициировать принятие специального постановления правительства, устанавливающего для операторов правила оказания услуг по доступу к платным сервисам. Это постановление должно расшифровывать нормы законов о ясном и недвусмысленном информировании, прописывать правила получения информированного добровольного согласия потребителя на услугу. В частности, РОЦИТ хочет обязать операторов дополнительных услуг выводить при заказе услуги окно или sms с существенными условиями, получать сигнал об ознакомлении пользователя с этими условиями и ввести обязательное подтверждение оплаты за услугу через sms.

Депутаты уже не первый раз обращают внимание на проблему дополнительных списаний. В прошлом году депутаты Сергей Железняк, Владимир Крупенников и Алексей Митрофанов внесли поправки в закон «О связи». Законопроект обязывал операторов подключать дополнительные, в том числе контентные, услуги только при условии создания отдельного лицевого счета, предназначенного исключительно для оплаты таких услуг, и в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете. Кроме того, оказывать дополнительные услуги по их задумке можно было лишь с согласия абонента. Операторов также хотели обязать до получения согласия предоставлять абоненту информацию о тарифах и краткое содержание дополнительной услуги. В итоге подключение специального контентного счета сделали необязательной нормой, но воспользоваться им может любой абонент по своему желанию.