Microsoft продаст подразделение телефонов Nokia тайваньской Foxconn
Организаторы сделки стоимостью $350 млн надеются вдохнуть новую жизнь в бренд NokiaКорпорация Microsoft согласилась продать тайваньской компании Foxconn свое подразделение сотовых телефонов, купленное два года назад у Nokia. Организаторы этой сделки стоимостью $350 млн надеются вдохнуть новую жизнь в бренд Nokia, когда-то доминировавший на рынке сотовой связи.
Foxconn покупает подразделения Microsoft, занимающиеся производством, продажами и дистрибуцией недорогих сотовых трубок. Еще одну сделку, нацеленную на возрождение бренда Nokia, Microsoft заключает с недавно созданной финской компанией HMD. Эта компания, возглавляемая бывшими топ-менеджерами Nokia и Microsoft, будет заниматься маркетингом и продажей устройств под маркой Nokia. Порядка 4500 сотрудников из Microsoft перейдут в Foxconn или HMD, при этом редмондская корпорация сохранит в своей структуре подразделение, выпускающее более дорогие смартфоны под брендом Lumia.
В 2014 г. Microsoft купила у Nokia телефонный бизнес за 5,4 млрд евро. На тот момент генеральным директором корпорации был Стив Баллмер. Сменивший его Сатья Наделла начал решительно избавляться от активов Nokia – в июле прошлого года Microsoft пришлось списать активы на сумму $7,6 млрд.
На развивающихся рынках простые сотовые телефоны Nokia по-прежнему остаются в числе наиболее популярных моделей, хотя их все активнее теснят недорогие смартфоны на базе ОС Android. Цена, которую Foxconn платит за телефонный бизнес Microsoft, отражает резкое изменение ситуации на рынке сотовой телефонии и роли Nokia на нем.
«В какой-то момент Nokia стоила $300 млрд, – напоминает Бенедикт Эванс, партнер венчурной компании Andreessen Horowitz. – Теперь Microsoft продает фактически тот же самый бизнес всего за $350 млн».
HMD и Nokia заключили с Foxconn соглашение о совместном продвижении на глобальном рынке мобильных телефонов и планшетов под маркой Nokia. HMD на 10 лет получает эксклюзивную глобальную лицензию на продажу, маркетинг и дистрибуцию таких устройств, имея при этом доступ к производственным и инженерным ресурсам, а также к цепочке поставок Foxconn. Nokia получает лицензионные отчисления, связанные с использованием ее бренда и интеллектуальной собственности.
«Сотрудничество с HMD и Foxconn позволяет нам работать на одном из самых обширных рынков потребительской электроники и при этом придерживаться нашей модели лицензирования», – говорит Рамзи Хайдамус, президент Nokia Technologies.
HMD обещает в ближайшие три года инвестировать в продвижение устройств Nokia более $500 млн. Nokia не будет инвестировать деньги в HMD или иметь долю в этой компании, но получит одно место в ее совете директоров. Кроме того, Nokia намеревается следить за соблюдением своих требований по поддержанию бренда, обеспечивая поддержание высокого качества устройств и развитие инноваций.
Арто Нуммела, генеральный директор HMD, ранее занимал руководящие посты в Nokia. В составе Microsoft он возглавлял мобильное подразделение регионе EMEA (Азия, Ближний Восток и Африка), а также отвечал за весь бизнес, связанный с продвижением обычных сотовых телефонов. Президентом HMD назначен Флориан Зайхе, старший вице-президент Microsoft, отвечающий за продажи и маркетинг мобильных устройств в Европе, а ранее также работавший в Nokia.
«Брендинг становится важным средством, позволяющим компании выделиться на рынке телефонов, поэтому наша модель бизнеса базируется на уникальных достоинствах бренда Nokia и на нашем большом опыте продаж и маркетинга», – говорит Нуммела.
Перевел Александр Силонов