«Руководство Nokia допускало серьезные ошибки»
На чем держится вера Ристо Cиилсмаа в то, что Nokia может вернуть себе звание национального чемпионаМы встречаемся с председателем совета директоров Nokia Ристо Сиилсмаа в одном из самых дорогих лондонских отелей – Savoy в преддверии годового собрания акционеров Nokia. Cиилсмаа держится свободно и раскованно, хотя впереди у него сложные переговоры и на карту поставлено многое. Вскоре ему предстоит встречаться с председателем французской Alcatel-Lucent для обсуждения того, как проводить слияние двух компаний – производителей телекоммуникационного оборудования: Alcatel-Lucent и Nokia.
В ноябре Nokia сделала официальное предложение акционерам Alcatel-Lucent о поглощении компании за 15,6 млрд евро. Nokia планирует завершить сделку в первой половине 2016 г., слияние конкурентов уже одобрили антимонопольные регуляторы. Объединенная компания станет тяжеловесом на рынке телекоммуникационного оборудования, который сможет составить сильную конкуренцию главным игрокам – Ericsson и Huawei.
Эта сделка – билет Nokia в новую жизнь. От прежней пришлось отказаться. В 2013 г. Nokia начала переговоры с Microsoft о продаже бизнеса по производству мобильных устройств. На тот момент финская компания хотя была лидером на рынке мобильных телефонов, но уже стала сдавать позиции конкурентам. Пик чистой прибыли Nokia в $7,2 млрд был зафиксирован в 2007 г. В 2011–2013 гг. компания работала с убытками. В апреле 2014 г. сделка с Microsoft стоимостью в 5,44 млрд евро была завершена. По данным Deloitte, в 2014 г. доля продаж мобильных устройств под брендом Nokia на мировом рынке составила уже 16%, первое место было у Samsung (38%), второе – у Apple (19,1%).
«Пресса много спекулировала на тему сроков кончины Nokia. Сделка с Microsoft спасла Nokia, опасность нам больше не угрожала. Правда, у нас не осталось и телефонного бизнеса», – говорит Cиилсмаа.
Аналитик Sanford C Bernstein Пьер Ферраджу называет Cиилсмаа «очень практичным управленцем»: «Он понимал, что телефонный бизнес Nokia не выживет, но ему удалось получить хорошие деньги за продажу».
Помимо денег за продажу бизнеса по производству телефонов Cиилсмаа удалось выбить из Microsoft кредит для Nokia в 1,5 млрд евро. Эти средства должны были поддержать оставшийся бизнес компании и пойти на выкуп доли Siemens в совместном предприятии Nokia Siemens Networks, созданном в 2007 г. и занимающемся производством и поставками решений для широкополосной мобильной связи. Ради будущего компании, связанного именно с телекоммуникационным оборудованием, Cиилсмаа поставил тогдашнему гендиректору Microsoft Стиву Балмеру ультиматум: без этого кредита сделки не будет!
«Тогда нужно было сделать так, чтобы компания выжила», – говорит Cиилсмаа, которому в итоге удалось убедить Балмера выделить кредит. Деньги в конечном счете и спасли Nokia. В том же 2013 году Nokia выкупила долю Siemens в СП Nokia Siemens Networks за 1,7 млрд евро. И начала новое восхождение – в лидеры сектора телекоммуникационного оборудования.
«Почти клинический оптимист»
Cиилсмаа 49 лет. Он окончил Хельсинкский технологический университет с дипломом магистра по промышленному инжинирингу. Сразу после этого, в 1988 г., он основал собственную софтверную компанию F-Secure и оставался ее генеральным директором до 2006 г. Эта компания сделала его миллиардером, причем первым миллиардером в истории Финляндии.
В 2000 г. он также стал соучредителем венчурной компании Nexit Ventures.
В середине 2000-х Cиилсмаа оказался на распутье: продолжать делать свой бизнес или же связать свое будущее с работой в крупной национальной компании. Cиилсмаа выбрал второе. В 2008 г. он возглавил совет директоров финской телекоммуникационной группы Elisa и одновременно вошел в совет директоров Nokia. В 2012 г. Cиилсмаа получил предложение возглавить совет директоров Nokia. Принял его. И покинул Elisa.
Именно председатель совета директоров определяет стратегию развития Nokia. Соглашаясь занять эту позицию, Cиилсмаа прекрасно понимал, что берет в свои руки управление терпящим бедствие кораблем. Но он посчитал своим долгом взять на себя ответственность за судьбу Nokia просто потому, что он финн, а Nokia – один из символов страны. «В ситуации, когда у Nokia были серьезные проблемы, разве можно было отказаться от предложения стать первым лицом такой компании?» – восклицает он.
В разговоре Cиилсмаа держится довольно непринужденно, выражение его лица выдает, что у него хорошее чувство юмора. Он называет себя «почти клиническим оптимистом». Сожалеет, что в последние три года у него оставалось мало времени на хобби – парусный спорт и гольф. Что помогало ему все эти годы справляться со стрессом? Поддержка совета директоров и генерального директора Nokia Раджива Сури, отвечает Cиилсмаа.
«У него хорошая команда», – подтверждает Ферраджу.
Именно команда поддержала идею Cиилсмаа о поглощении Alcatel-Lucent. В последние три года у нас было около сотни переговоров на эту тему, говорит глава совета директоров Nokia: «У нас были плодотворные встречи, мы много спорили, правда, было и достаточно времени, чтобы все проанализировать, обсудить и прийти к общему решению». В конечном счете совет директоров решил одобрить сделку с Alcatel-Lucent.
Поглощение Alcatel-Lucent поможет Nokia сократить расходы и предоставит больше возможностей для инвестирования в новые технологии, в том числе в оборудование связи 5G, говорил Reuters Сури. По его словам, сделка Nokia и Alcatel-Lucent совпадает с очередным крупным инвестиционным циклом в телекоммуникационной отрасли, приступающей к разработке мобильных сетей нового поколения, которые могут стать мейнстримом к 2020 г.
Главное – быть главным
Эта покупка станет ключом к будущему Nokia, уверен Cиилсмаа. Сделка позволит Nokia получить весь спектр продуктов, которые необходимы для телекоммуникационных компаний, позволит покрыть растущий спрос на трафик, передаваемый мобильными устройствами и через интернет. «Таким образом, мы будем готовы к будущему», – говорит он. Конечно, это довольно смелое заявление для того, кто работает на рынке технологий, учитывая стремительность происходящих изменений. Но Cиилсмаа не боится давать такие обещания.
Конкуренты Nokia в последние годы избегали крупных сделок и уж тем более не рассматривали возможность покупки Alcatel-Lucent: компания находилась в непростой ситуации с момента создания в 2006 г. – после объединение Alcatel и Lucent.
Председатель Cisco Джон Чемберс уверен, что сделку Nokia с Alcatel-Lucent постигнет та же судьба, что и аналогичные сделки крупных технологических компаний последних лет, которые не оправдали ожиданий.
Cиилсмаа соглашается, что в подобных сделках существуют риски не дождаться желаемого эффекта, но продолжает утверждать, что объединение Nokia и Alcatel-Lucent даст прекрасный результат.
Он изучил опыт слияния Alcatel и Lucent и уверен, что не повторит ошибок этих компаний. «Все зависит от того, кто заказывает музыку и принимает решения», – уверен он. «В случае Alcatel-Lucent это не сработало и в совместном предприятии Nokia с Siemens также не привело к желаемому эффекту. Проблема в том, что обе сделки были, по сути, слиянием равных. В обоих случаях было равное распределение ролей. Это с самого начала приводит к созданию неправильной культуры», – убежден он.
Залог успеха сделки с Alcatel-Lucent в том, что «это не объединение, а поглощение», говорил ранее Cиилсмаа, подчеркивая, что у бизнеса будет один управляющий – Nokia.
Возродить национального чемпиона
В истории Nokia были успешные примеры меритократии, когда в руководство попадают наиболее талантливые люди, а не выбранные по принципу национальности, говорит он. Только один член совета директоров Nokia, помимо его самого, родом из Финляндии.
Cиилсмаа предпочитает не обсуждать ошибки предыдущего руководства Nokia. Аналитики считают, что топ-менеджеры Nokia были слишком медлительны в принятии решений и высокомерны. «Очевидно, руководство допускало значительные ошибки, поскольку компания потеряла свое доминирующее положение на рынке мобильных телефонов», – лаконичен Cиилсмаа.
«Компанию бросало из одного кризиса в другой, и в итоге она просто спрыгнула с горящей платформы», – говорил бывший генеральный директор Nokia Стивен Элоп. Спрыгиванием с горящей платформы было как раз соглашение с Microsoft. Пикирование бизнеса Nokia было большим ударом для всей Финляндии. Nokia долгое время ассоциировалась с историей успеха компании нового типа – и, по сути, с историей успеха всей Финляндии. Финны гордились Nokia, быть сотрудником такой компании считалось большой честью.
Cиилсмаа признается, что чувствует, сколь высокие ожидания с ним связаны – причем это ожидания не только акционеров, сотрудников, но и жителей Финляндии.
Nokia
Производитель телекоммуникационного оборудования
Акционеры (данные компании на 30 ноября 2015 г.): почти 100% акций в свободном обращении, крупнейший инвестор – BlackRock (7,21%).
Капитализация – 27,97 млрд евро.
Финансовые показатели (девять месяцев 2015 г.):
выручка – 8,9 млрд евро,
чистая прибыль – 675 млн евро.
Он понимает, чем вызван гнев таблоидов, возмущенных большим бонусом, выплаченным при уходе предыдущему генеральному директору – Элопу. Но при этом ни капли не сожалеет о том, что было сделано. Просто потому, что он всегда уверен, что прав, и считает, что будущее подтвердит его правоту.
«Я стал председателем совета директоров Nokia, когда компания находилась в самом плохом положении. Мы планировали самые большие увольнения в истории компании. Эмоционально это было непросто. Но мы знали: жизнь подтвердит нашу правоту», – говорит Cиилсмаа. Вероятно, сделка с Microsoft была лучшей в истории Nokia, полагает он. С Балмером он продолжает дружить и по сей день. «Конечно, было немного переживаний по поводу того, что было уже потеряно», – признает он. Но если бы сделка с Microsoft не состоялась, Nokia оказалась бы в «серьезной беде».
Никогда не сдавайся
Во внутренней культуре Nokia стало больше предпринимательского духа, считает Cиилсмаа. При этом он уверен, что корпоративный стиль «упорного честного труженика», который был основой компании долгие годы, так и остается главным принципом бизнеса – вне зависимости от всех изменений в структуре управления и национальности будущих руководителей.
Nokia не раз удавалось выходить из кризисов за 150 лет своего существования благодаря постоянному обновлению, считает Сиилсмаа. По его мнению, огромное количество успешных перемен – это судьба Nokia и именно поэтому компания будет снова расти в будущем. «[Мы] делали перемены много раз, и это придает уверенность, что все снова получится. Есть вера и есть предопределенность, что компания сможет возродиться, словно Феникс, и сильно измениться», – уверен он.
Cиилсмаа надеется, что Nokia вновь станет символом Финляндии – даже в самые трудные для экономики времена. Он пытается найти эквивалент финского слова sisu – именно это слово является одним из самых важных в финской культуре и истории. «Sisu – это смесь настойчивости, решительности, мужества. Никогда не сдавайся. Проходи через кирпичную стену. Каждый финн использует это слово довольно часто. Я надеюсь, что пример Nokia заражает храбростью. И мы только начали», – продолжает заряжать оптимизмом Cиилсмаа.
«Именно благодаря присутствию в компании Cиилсмаа кажется, что славная культура Nokia, основой которой является проворность, предприимчивость и способность генерировать хорошие доходы, возвращается», – считает Ферраджу.
FT, 29.11.2015, Екатерина Кравченко