Доля мобильных допуслуг в расходах на связь российских компаний выросла с 30 до 38%

Мобильный интернет заменяет голосовую связь
Бизнес все чаще предпочитает традиционным звонкам и sms мобильные мессенджеры
Бизнес все чаще предпочитает традиционным звонкам и sms мобильные мессенджеры / М. Стулов / Ведомости

Расходы корпоративных пользователей на дополнительные услуги мобильной связи (Value Added Services, VAS) в 2015 г. выросли на 23,5% до 39,9 млрд руб., сообщила партнер AC&M Consulting Оксана Панкратова. При этом общая выручка операторов от корпоративных клиентов в 2015 г. из-за сокращения расходов компаний на голосовую связь и снижения тарифов сократилась со 107 млрд до 105 млрд руб., замечает она. Таким образом, доля допуслуг в выручке от корпоративных пользователей за год выросла с 30,2 до 38%.

У «Мегафона» общие доходы от мобильной связи в корпоративном сегменте в 2015 г. выросли на 6,8%, а выручка от мобильного интернета – на 30,9%, говорит представитель оператора Юлия Дорохина. Она связывает это с ростом потребления допуслуг корпоративными клиентами. Представитель «Вымпелкома» от комментариев отказался.

В общей выручке операторов от допуслуг корпоративные абоненты занимают пока лишь около 12%, но выручка от них увеличивается быстрее рынка, который вырос в 2015 г. на 12% до 337,7 млрд руб., говорится в материалах AC&M Consulting.

К VAS-услугам AC&M Consulting относит все виды мобильных услуг, кроме голосовой связи. Наибольшую долю в корпоративных VAS-услугах занимает мобильный интернет: в 2015 г. он принес операторам 20,6 млрд руб. (51% всех дополнительных доходов), но рос медленнее общей выручки от допуслуг – на 17%, уточняет Панкратова.

Корпоративные абоненты стали больше тратить на сервисы, позволяющие оптимизировать другие расходы компании, считает представитель МТС Дмитрий Солодовников. У корпоративных клиентов МТС в I квартале 2016 г. доля расходов на такие сервисы в общих затратах на связь выросла более чем в 1,5 раза – с 15 до 24% год к году, говорится в исследовании оператора. Размер выручки от корпоративных абонентов МТС не раскрывает.

Наступление мессенджеров

С 7 до 12% выросла доля мессенджеров и соцсетей в мобильном интернет-трафике российских компаний. Боты в Telegram, публичные чаты в Viber и видеотрансляции в Periscope все чаще используются как инструмент продаж, объясняют представители МТС.

Речь идет о телеконференциях, организации облачного хранения данных и дистанционной работы, дающей возможность экономии на аренде офисов. Кроме того, сюда входят телематические услуги – например, по мониторингу автотранспорта и сотрудников. У предприятий авиационного, энергетического и сырьевого секторов около 30% затрат приходится на услуги, обеспечивающие безопасную передачу данных между удаленными филиалами и подразделениями, говорится в исследовании.

Еще заметнее росла доля затрат корпоративных клиентов МТС на сервисы, повышающие продажи (в частности, sms-рассылки и сервисы, обрабатывающие входящие звонки), – с 7 до 13% от общих затрат на связь. Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в 2015 г., спрос на телекоммуникационные решения растет, поскольку компании вкладываются в повышение эффективности, делают вывод в МТС.

Популярность мобильных сервисов у российского бизнеса растет, однако это заслуга не столько кризиса, сколько самих операторов, считает партнер Deloitte Антон Шульга. В последние годы операторы окончательно убедились, что основной рынок их услуг (голосовая связь и передача данных) перестал расти, и теперь, чтобы демонстрировать рост выручки, им нужно расширять палитру дополнительных сервисов как в розничном, так и в корпоративном сегментах, объясняет он. Одновременно с этим бизнес действительно приходит к пониманию, что использование современных цифровых технологий, в том числе мобильных, становится необходимым условием для поддержания конкурентоспособности, констатирует Шульга. По его словам, для кого-то из компаний такие решения дают возможность снижать затраты, кто-то стремится повысить эффективность бизнес-процессов или улучшить качество обслуживания клиентов – например, за счет облачных технологий или автоматизации контакт-центров.

Рост затрат на мобильные сервисы происходит во многом за счет телематических услуг, включая мониторинг автотранспорта и сотрудников, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его мнению, в кризис компании оптимизируют затраты в том числе и на услуги связи, но не только сокращая расходы на них, но и расширяя наиболее нужные сервисы. Телематические же услуги стоят не так дорого и спектр компаний, которые их предлагают, довольно широк, полагает Кусков.

Переход на облачные сервисы и интеллектуальные услуги связи – это еще одна возможность сэкономить, а в России кризис определенно ускорил этот процесс, считает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Крупные игроки с широкой филиальной сетью чаще заменяют командировки телеконференциями, а небольшим компаниям VAS-услуги операторов позволяют перевести часть функций «на удаленку» или отдать на аутсорсинг, замечает она.