Спад на российском рынке бизнес-связи закончился
Помогли новые подключения к интернету и рост парка корпоративных ПКВ I квартале 2016 г. российский рынок фиксированной связи для компаний и госструктур квартал к кварталу вырос на 0,5% до 13,2 млрд руб. Об этом свидетельствуют предварительные данные «ТМТ консалтинга». Это соответствует доходам за I квартал 2015 г., динамика нулевая, отмечает аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь. По его словам, в течение всего года сильных падений на рынке бизнес-связи не наблюдалось, как и роста.
В январе-марте 2016 г. российский рынок бизнес-связи если заметно и не вырос, то, по крайней мере, не упал, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.
По предварительным данным, которые ранее приводила iKS-Consulting, в 2015 г. выручка от услуг бизнес-связи впервые снизилась на 1,5–2%, до 148 млрд руб. В 2014 г. она выросла на 1,5%. Снижение выручки гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин объяснял кризисом, сокращением доходов компаний и их издержек, в том числе расходов на связь. По его словам, в 2015 г. доходы от корпоративной телефонной связи упали примерно на 5%. Это падение смягчил рост доходов от услуг передачи данных для корпоративных клиентов примерно на 4%, говорит Савватин.
Из отчета крупнейшего российского оператора «Ростелеком» следует, что его доходы от обслуживания корпоративных клиентов в 2015 г. год к году снизились на 2%, до 54,6 млрд руб., госзаказчиков - выросла на 4,4%, до 50,9 млрд руб. Выручка от фиксированной связи «Вымпелкома» в 2015 г. сократилась на 12%, до 46 млрд руб. В IV квартале падение было более серьезным – 21% год к году, в частности из-за уменьшения доходов в корпоративном сегменте, следует из отчета компании.
Хотя доходы МТС на массовом рынке проводной связи в 2015 г. выросли на 3,1%, до 29,8 млрд руб., этот рост не компенсировал снижение выручки на корпоративном рынке, в сегменте госзаказа и межоператорских услуг на 5,4%, до 31,8 млрд руб.
Количество корпоративных пользователей интернета из-за кризиса, возможно, сократилось, но рынок поддерживает переход оставшихся на более выскокие скорости доступа и, следовательно, более высокие тарифы, считает Татусь. Это происходит, поскольку, несмотря на кризис, компьютерный парк в российских компаниях все же растет, автоматизация бизнес-процессов продолжается, уверждает он. По данным, которые Татусь приводит со ссылкой на Минкомсвязи, количество компаний, которые в 2015 г. были подключены к интернету на скорости свыше 2 Мбит/с, год к году выросло на 8 п. п., до 65%. При этом количество абонентов, подключенных на скоростях 10-100 Мбит/с, выросло с 17 до 23%.
Российский рынок бизнес-связи за год если и не вырос, то, по крайней мере, не сократился, согласен гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. В кризис бизнес перестраивается: часть компаний и малоэффективных бизнес-подразделений закрылись, но взамен открываются новые, отмечает он. По его словам, новые подключения компенсируют отток бизнес-абонентов. К тому же, несмотря на кризис, автоматизация бизнес-процессов и компьютеризация малого бизнеса продолжается — а это ведет к росту спроса на новые интернет-каналы, а также расширению имеющихся, считает Мирзабеков.
Новые подключения возникают в ходе переездов офисов, оптимизации расположения отделений банков и других организаций, говорит Кусков.