Еврокомиссия выдвинула Google официальное обвинение

Компания навязывает свои сервисы производителям смартфонов Android
Google навязывает свои сервисы производителям смартфонов Android
Google навязывает свои сервисы производителям смартфонов Android / Dado Ruvic / Reuters

Некоторые бизнес-практики Google, касающиеся работы принадлежащей ему операционной системы Android, нарушают европейское антимонопольное законодательство, заявила сегодня комиссар Еврокомиссии по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер. Предварительное расследование комиссии показало, что Google использовал преимущество на рынке ОС для мобильных устройств, чтобы укрепить свое доминирующее положение на рынке поиска.

Google начал развивать ОС Android как открытую операционную систему: это означает, что любой производитель мобильных устройств или оператор связи может свободно использовать код Android и модифицировать эту систему по своему желанию. Однако на практике выяснилось, что поиск Google предустановлен по умолчанию как основной сервис на большинстве устройств Android, которые продаются в Европе. Выяснилось, что компания закрывала доступ на рынок для конкурирующих поисковых систем и других сервисов. Тем самым компания нарушала права потребителей на свободный доступ к сервисам и сдерживала развитие инноваций, считает Вестагер.

Смартфоны играют все большую роль в нашей жизни, говорит Вестагер: уже больше 50% всего интернет-трафика идет с этих устройств. При этом больше 80% всех устройств в Европе и в мире работает под управлением ОС Android.

Еврокомиссия направила Google официальные документы, в которых содержатся пункты обвинения, сообщила Вестагер. Комиссия считает, что Google нарушил европейское антимонопольное законодательство по трем пунктам.

Во-первых, Google вынуждал производителей мобильных устройств предустанавливать поиск Google и браузер Google Chrome в качестве основного поискового сервиса на свои устройства. Это было условием лицензирования некоторых приложений Google. Во-вторых, Google требовал от вендоров не продавать мобильные устройства, работающие на версиях Android, созданных конкурентами Google. В-третьих, Google финансово стимулировал производителей устройств с тем, чтобы они эксклюзивно предустанавливали на них только поиск Google.

У Google есть 12 недель на ответ, потом Еврокомиссия обнародует свое решение. «Android помог развить замечательную и, что важно, устойчивую экосистему, в основе которой ПО с открытым кодом и инновационность. Мы будем рады сотрудничать с Европейской комиссией и продемонстрировать, что Android стимулирует конкуренцию и дает широкие возможности пользователям», – заявил Кент Волкер, старший вице-президент и главный юрисконсульт Google.

Комиссия считает, что бизнес-практики Google могут привести к дальнейшему укреплению доминирующего положения этой компании на рынке поиска и негативно повлияют на развитие конкурирующих сервисов – поисковых систем, браузеров и т. п. Эти практики препятствуют развитию операционных систем, работающих на открытом коде Android, говорится в заявлении Еврокомиссии. По предварительному мнению комиссии, поведение Google наносит вред потребителям, не получающим доступ к альтернативным сервисам, и в конечном счете вредит развитию инноваций.

Вестагер подчеркнула, что речь идет пока о предварительных выводах комиссии. Ранее агентство Reuters сообщало, что в том случае, если Google будет признан нарушителем европейского антимонопольного законодательства, ему грозит штраф в 10% от выручки за 2015 г., или $7,4 млрд.

В России Google уже был признан нарушителем в аналогичном деле. «Мы поддерживаем направление официальных обвинений со стороны Еврокомиссии и считаем, что дальнейшее рассмотрение этого дела будет иметь важное значение для формирования честных правил работы на глобальном уровне и на многих локальных рынках», - сообщил сегодня представитель «Яндекса». «Насколько мы понимаем, Еврокомиссия указывает на те же самые действия Google, которые были предметом рассмотрения ФАС России. Мы убеждены, что отсутствие ограничений на продвижение приложений и сервисов на мобильных и иных платформах будет способствовать прозрачной конкуренции приложений и сервисов на благо всех пользователей», - резюмировал он.

Российский поисковик «Яндекс» инициировал расследование против Google в феврале прошлого года. Компания обвинила Google в том, что он вынуждает производителей мобильных устройств, использующих Android, отказываться от предустановки приложений, конкурирующих с его продуктами. Косвенно обвинения «Яндекса» подтверждались отказом сразу трех вендоров – Fly, Explay и Prestigio – предустанавливать сервисы «Яндекса» на свои устройства (они ссылались на условия Google). Официально это подтверждал «Ведомостям» представитель Explay: по его словам, это одно из стандартных условий соглашения Google c вендорами.

В конце 2015 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала позицию «Яндекса» и признала, что Google злоупотреблял доминирующим положением на рынке магазинов приложений. Google пытался оспорить это решение в суде, но суд поддержал позицию ФАС. В своем решении судья Московского арбитражного суда указала, что все нарушения подтверждены документально соглашениями Google с вендорами: в них содержится прямой запрет на установку приложений конкурентов. Размер штрафа представители ФАС обещали обнародовать в мае. Руководитель службы Игорь Артемьев говорил, что он может составить до 7% от выручки Google на российском рынке магазинов приложений (этот показатель сама компания не раскрывает).

Ранее старший юрист Google Теро Луко объяснял «Ведомостям», что компания заключает с вендорами два типа соглашений – о лицензировании пакета приложений Google mobile services (GMS) и о разделении доходов от рекламы. Договор о разделении доходов подразумевает, что производитель обязуется продвигать сервисы Google. И в этом случае продвижение приложений других компаний на телефонах производителей ограничено, признавал Луко.

«Любой может использовать Android с приложениями Google или без них, – сообщил The Wall Street Journal представитель Google. – Вендоры и операторы могут сами решать, как использовать Android, а последнее слово в этом вопросе остается за потребителями: они сами решают, какие приложения им устанавливать».