Сбербанк готовит проект виртуального мобильного оператора
Наиболее вероятные партнеры – Tele2 или «Вымпелком»Сбербанк уже около года ведет переговоры с несколькими сотовыми операторами о создании виртуального оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO), рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с менеджерами Сбербанка, и подтвердили сотрудники двух операторов. Наиболее вероятными партнерами банка двое из собеседников «Ведомостей» считают «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) и «Вымпелком». С Tele2 обсуждение на более продвинутой стадии, добавляет один из собеседников.
Виртуальным оператором называется компания, которая, используя частоты, номера и технологическую инфраструктуру партнера – оператора мобильной связи, продает под своим брендом услуги (как правило, ограниченные определенной нишей или целевой аудиторией) и иногда сама тарифицирует их. С точки зрения базового оператора она является, по сути, крупным корпоративным клиентом, который закупает у него трафик оптом и поэтому может претендовать на скидку. Сбербанк, по словам близкого к нему человека, надеется за счет MVNO не только популяризовать свои финансовые услуги среди владельцев смартфонов, но и значительно снизить затраты на обслуживание клиентов. Банк рассылает своим клиентам множество sms-сообщений, напоминает собеседник «Ведомостей», и должен платить за них сотовым операторам: в год он тратит на это около $100 млн. Заключив с одним из операторов партнерство, можно существенно сэкономить, считает он.
Представитель Tele2 Константин Прокшин подтвердил, что компания вела предварительные переговоры со Сбербанком о создании виртуального оператора. По его словам, Tele2 открыта к предложениям, но приоритет для нее пока – создание виртуального оператора совместно с одним из ее акционеров, госоператором «Ростелеком» (владеет 45% ее акций); над этим проектом сейчас ведется активная работа.
Создание виртуального оператора – способ сформировать имидж технологичного и инновационного банка, говорит бывший руководитель MVNO-направления Tele2 Анатолий Сморгонский (покинул компанию в начале апреля). Подобный проект, по мнению Сморгонского, выгоден компаниям, обладающим большими розничными сетями и сильными брендами. Сбербанк с его 16 000 отделений по всей стране и популярным брендом под это определение вполне подходит.
Цена бренда
В 2015 г. бренд Сбербанка, как и других российских компаний, оказался за рамками престижного рейтинга мировых брендов консалтингового агентства Interbrand – во многом из-за девальвации рубля. А в 2014 г. он занимал 75-е место из 100 и был оценен в $12,637 млрд.
Мировой тренд – сращивание мобильных и классических финансов, констатирует Сморгонский. К sim-карте, напоминает он, можно привязать электронную подпись – сделав это, можно с помощью одного телефона принимать оферты банка, которые раньше нужно было подписывать только в офисе; тем самым у банка возникает возможность снизить затраты на розничную сеть. Информация об абонентах, которой обладает сотовый оператор, может обогатить данные банка о клиентах и их предпочтениях, считает Сморгонский.
Возможность экономить на sms-рассылках – тоже одна из очевидных выгод для банка, соглашается он. Сейчас рассылка sms обходится заказчику от нескольких копеек до рубля за одно сообщение: эти деньги банк платит либо оператору напрямую, либо – чаще – агрегатору, который, в свою очередь, договаривается об организации рассылок с различными операторами. При наличии своего виртуального оператора рассылки sms-сообщений можно делать бесплатными, считает Сморгонский: когда количество абонентов MVNO-оператора достигнет определенного уровня, он сам сможет стать агрегатором и договариваться о рассылках.
Оператору-донору иметь в партнерах большой банк тоже выгодно, продолжает Сморгонский: возникает возможность использовать для рекламы и продажи контрактов уже существующие банковские отделения, которые по количеству сопоставимы с розничными сетями операторов. Когда абонент оплачивает услуги связи через банк, оператор вынужден отчислять комиссию банкам за каждую транзакцию, если же это абонент собственного MVNO, его платеж будет зачислен целиком, добавляет Сморгонский.
В августе 2015 г. российские MVNO-проекты обслуживали, по оценке гендиректора iKS-Consulting Максима Савватина, 1,2–1,3 млн абонентов. Крупнейшим из них (около 800 000 подписчиков) являлся «Связной мобайл», совместный проект МТС и ритейлера «Связной», но в конце 2015 г., после разрыва их отношений, развитие проекта было заморожено. Среди других опытов MVNO – «Матрикс мобайл» (проект «Матрикс телекома» и московского «Мегафона», около 100 000 абонентов на август 2015 г.), «Аллё» (проект МТС и X5 Retail Group, действовавший до 2011 г.; контракты продавались в магазинах «Пятерочка»), «А-Мобайл» (MVNO сети «Ашан» на сети МТС), Yota (сперва самостоятельный проект, затем MVNO «Мегафона» на собственной сети). В конце декабря 2015 г. «МТТ групп» и финский сотовый оператор DNA начали продавать в Финляндии и России контракты виртуального оператора Aiva Mobile (с двумя номерами на sim-карте – финским и российским). А «Вымпелком» в марте 2016 г. купил контрольный пакет виртуального оператора Sim Sim, ориентированного на обслуживание мигрантов. Только один из этих проектов участники рынка оценивали как успешный – «Связной мобайл».
Российский рынок мобильных платежей растет в 2,5 раза медленнее мирового. В 2015 г. оборот российского рынка мобильных финансовых услуг вырос на 37% до 70,4 млрд руб., а количество их пользователей – на 15,3% до 11,9 млн человек, следует из отчета AC&M Consulting. Среднегодовой рост рынка ее аналитики оценивают в 25–30%, аудитории – в 15–20%. Мировой рынок финансовых услуг, предназначенных для пользователей мобильных устройств, ежегодно растет на 90–100%: в 2015 г. он увеличился более чем на 88% до $134 млрд, а количество пользователей – на 50% до 1 млрд человек, подсчитала AC&M Consulting.
Долгое время операторы неохотно делились своей инфраструктурой. Но в условиях высокого оттока абонентов ситуация поменялась, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Он напоминает, что ежемесячно операторы в России расстаются примерно с 3,5% своей базы – это 9 млн из 250 млн действующих в России sim-карт. Абоненты, подключившиеся к MVNO, надежнее, считает Анкилов: они держатся не только за оператора, но и за программу лояльности, а также за продукты и привилегии, которые получают вместе с такой sim-картой.
Представители Сбербанка, МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» отказались от комментариев.
ВТБ, как акционер «Т2 РТК холдинга» (27,5%), приветствует все действия оператора, направленные на повышение его капитализации и прибыльности, говорит представитель банка.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)