«Мегафон» и «Эр-телеком» будут продавать услуги в одном пакете

Повышение лояльности абонентов перекроет потерю выручки из-за скидки
«Мегафон» надеется удержать абонентов с помощью фиксированного интернета
«Мегафон» надеется удержать абонентов с помощью фиксированного интернета / Е. Разумный / Ведомости

«Мегафон» и «Эр-телеком холдинг» запускают совместный продукт в Новосибирске, Омске и Красноярске, сообщили вчера представители операторов. Пользователи смогут покупать контракты операторов комплектом, в который войдет один договор на домашний интернет и ТВ «Эр-телекома» и до трех контрактов «Мегафона», оформленных на одного клиента. При этом абонент получит скидку в 20% на услуги обоих операторов, если воспользуется одним из пакетных тарифов «Мегафона» и одним из текущих тарифов «Эр-телекома» с цифровым ТВ и скоростью доступа в интернет до 100 Мбит/c, говорят они.

Для «Мегафона» это возможность повысить популярность своих пакетных тарифов, объясняет представитель оператора Юлия Дорохина. Она говорит, что в Европе такие пакетные предложения, включающие мобильную связь, доступ в интернет и цифровое ТВ, позволяют операторам снизить отток абонентов примерно на 40–50% и привлечь новых клиентов. «Эр-телеком» рассчитывает, что этот проект в долгосрочной перспективе увеличит выручку, снизит затраты на привлечение новых клиентов и их отток, передал через пресс-службу президент оператора Андрей Кузяев.

Партнеры планируют сделать проект федеральным и продавать такие совместные конвергентные услуги и в других крупных городах России. Решение будет приниматься в зависимости от первых результатов проекта, уточняет Дорохина. Возможность «тиражирования услуги на всю клиентскую базу» подтверждает и Кузяев. Как повлияет введение скидок на выручку от услуг, представители операторов не говорят. По расчетам «Эр-телекома», снижение оттока перекроет потерю выручки, говорит Кузяев.

Партнерские доли

2,8 млн домохозяйств обслуживал «Эр-телеком» на конец 2015 г., занимая на рынке ШПД долю в 9%, свидетельствуют данные «ТМТ консалтинга». У «Мегафона» к концу 2015 г. было 75,8 млн сотовых абонентов, или 30% рынка, говорится в отчете AC&M Consulting.

До сих пор проекты продажи сотовой связи и широкополосного доступа в интернет (ШПД) в одном комплекте операторы запускали совместно с дочерними компаниями. Так, МГТС с 2014 г. предоставляет конвергентные услуги вместе со своей материнской компанией МТС и работает на ее сети как виртуальный сотовый оператор. Конвергентные пакеты пользуются высоким спросом, по итогам I квартала 2016 г. ими воспользовалось 150 000 абонентов, говорит представитель МГТС Татьяна Мартьянова.

Треть фиксированных абонентов МТС пользуются программой, при которой на мобильный счет возвращается 20% платежа за фиксированные услуги, рассказывает представитель оператора Дмитрий Солодовников. МТС предоставляет конвергентные услуги с 2011 г., отток среди пользователей этой программы минимален, добавляет он.

В начале марта 2016 г. «Вымпелком» начал предлагать подписчикам мобильных пакетных тарифов «Всё» условно-бесплатный (за 1 руб. в месяц) фиксированный ШПД. С помощью новой услуги оператор надеется сократить отток как сотовых, так и фиксированных абонентов, следовало из объяснений гендиректора «Вымпелкома» Михаила Слободина. Результаты первого месяца продаж этого продукта «превосходят ожидания», сообщил вчера через пресс-службу директор по развитию конвергентного бизнеса «Вымпелкома» Тимур Аляутдинов, но деталей не предоставил.

Партнерство «Мегафона» и «Эр-телекома» – не конвергентная услуга, а скорее кобрендинг с двумя разными счетами и двумя разными системами обслуживания абонентов, замечает собеседник в одном из операторов большой тройки. В строгом понимании термина проект «Мегафона» и «Эр-телекома» не относится к конвергентным, поскольку не предполагает наличие общей технической платформы, соглашается гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Однако он позволяет операторам-участникам решать те же задачи, что и классические конвергентные тарифы, добавляет он. Абоненту все равно, как это решено технически и аффилированы ли поставщики его связи, объясняет Анкилов.

Конвергентную услугу вместе с «Мегафоном» (сотовая связь плюс ШПД) с 2016 г. предоставляет и его «дочка» NetByNet – но пока только в виде пилотного проекта в Чувашии. Масштаб деятельности «Мегафона» на рынке ШПД и платного ТВ существенно уступает показателям конкурентов – «Вымпелкома» и МТС, говорит Анкилов. У NetByNet около сотни городов присутствия, но большая их часть сосредоточена всего в нескольких регионах, сказал он.

За исключением нескольких регионов, где работает NetByNet, «Мегафон» не представлен на рынке фиксированной связи, поэтому он проигрывает другим игрокам «большой тройки» на рынке проводного ШПД, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его оценке, у NetByNet около 720 000 частных абонентов, а у «Эр-телекома» – около 2 млн абонентов, поэтому для «Мегафона» сотрудничество с ним более оправданно, особенно если он хочет сделать этот проект федеральным, рассуждает Кусков. Новосибирск, Омск, Красноярск – это города, где оба оператора не являются лидерами по количеству абонентов, обращает внимание Кусков. Отсутствие NetByNet в этих трех городах – одна из причин партнерства с «Эр-телекомом», подтвердили вчера представители «Мегафона».

Совместная услуга действительно может подогреть интерес к услугам операторов и привести к росту подключений, но эффект будет весьма ограниченным, считают Анкилов и Кусков. Такое решение было бы своевременным около двух лет назад, говорит Кусков, а сейчас в крупных городах уже высок уровень проникновения как ШПД, так и сотовой связи.