Электронная почта становится атрибутом взрослых
Молодежь воспринимает ее как инструмент карьерыТехнологический прогресс изменил порядок, в котором люди знакомятся с теми или иными достижениями в IT. Казалось бы, молодежь, не видевшая мир без смартфонов и социальных сетей, должна освоить электронную почту сызмальства. Но теперь многие осваивают планшеты раньше ноутбуков, потоковый просмотр видео раньше скачивания файлов, чаты раньше почты. Приобщение к электронной почте для них становится чем-то сопоставимым с поступлением в вуз или устройством на работу.
«Я почувствовал себя взрослым, послав первый емейл, – говорит Сумант Нерумалла, первокурсник из Университета Мериленда. – Это событие даже более значимо, чем первое участие в выборах». «Поначалу я относился к почте как к инструменту, который родители используют для работы, – рассказывает Зак Кан, 21-летний студент из Университета Джорджа Вашингтона. Примерно то же мне доводилось слышать и от десятков других людей в возрасте от 16 до 21: e-mail – это атрибут пожилых, вроде строгого костюма с галстуком. «Мне никогда не пришло бы в голову послать письмо друзьям, и их бы такое очень удивило, – утверждает Таня ван Гастел, 21-летняя студентка Антверпенского университета в Бельгии. – Они не поняли бы, почему я послала им просто текстовое сообщение». С ней соглашается и 16-летний Бен Патернак, создатель популярной игры Impossible Rush для платформы iOS: «Ни один тинэйджер писем не пишет!»
Поколение Z (так обозначают родившихся примерно между началом девяностых и серединой нулевых годов) успело поработать с несколькими средствами электронной коммуникации, от старых текстовых мессенджеров AOL и MSN до аналогичных инструментов Facebook и других современных программ. Все эти средства работают в режиме чата – сообщения передаются мгновенно, они кратки и носят неформальный характер. «Я пользуюсь восемью средствами коммуникации, – говорит ван Гастел. – Для каждого приложения у меня предусмотрен свой рингтон, так что я сразу узнаю, кто мне пишет».
Но по мере выстраивания карьеры молодежь начинает понимать, что умение составить хорошее письмо ("длинное текстовое сообщение", как выразился Нерумалла) может дать важное конкурентное преимущество. Ксавье ди Петта уверен, что его успешное трудоустройство во многом объясняется именно этим. В 2009 г., когда ди Петта было всего 12 лет, он нашел в неких юридических документах адреса сотрудников YouTube и написал этим сотрудникам о новой программе, с помощью которой он сумел заработать деньги на своих видеороликах. Он стал партнером этой программы, и в результате в 2014 г. его стартап All Day Media привлек инвестиции в $2 млн.
Но использование почты таит в себе и трудности для людей, привыкших к чатам. Ошибки, простительные в коротких сообщениях, оказываются недопустимыми в полноценном письме, да и с почтовыми адресами с непривычки бывает управиться непросто. Зак Кан вспоминает, как однажды включил в список адресатов своего преподавателя, тогда как письмо предназначалось только родителям.
Исследование, проведенное Университетом Южной Каролины совместно с Yahoo, показало, что тинейджеры обычно быстрее всех отвечают на полученные письма и шлют самые короткие послания. «Они продолжают относиться к почте как к мессенджеру», – говорит Кристина Лерман, один из участников исследования.
Желание осваивать почту у молодежи часто формируется под влиянием примера родителей, многие из которых не могут найти работу и расплатиться с долгами, считает Джейсон Дорси, основатель социологической службы Generational Kinetics. «Поколение Z говорит: мы согласны на любую доступную работу, просто скажите, что мне надо делать, и я буду следовать правилам», – говорит Дорси.
Тесная связь с трудоустройством, работой означает, что почта еще не уходит в прошлое, по крайней мере пока поколение Z не заняло командные посты. Когда это произойдет, можно будет объективно оценить, действительно ли преимущества почты перевешивают недостатки этого средства, включая спам. Впрочем, многие молодые люди уже сейчас говорят, что и Facebook – это средство для стариков.
Перевел Александр Силонов