Молодежь предпочитает карьеру чиновника высоким технологиям

Сомнений, что будущее за IT-специалистами, нет. Однако IT-специальности не пользуются популярностью, утверждают работодатели. Во всех опросах молодежи о выборе будущей профессии айтишники проигрывают чиновникам, сотрудникам госкомпаний и юристам с экономистами. Даже лидеры IT-отрасли жалуются на дефицит квалифицированных разработчиков
А. Таранин
А. Таранин

«Бытует мнение, что заниматься интересными программными разработками в России можно только в Google, Mail.ru и «Лаборатории Касперского». Молодые специалисты просто не понимают, как сильно за последнее время изменился телеком и как много интересных задач мы можем перед ними поставить, - уверяет Ольга Филатова, директор по управлению персоналом ОАО «Мегафон». - Разработчикам скучать точно не придется».

В эпоху, когда компаниям все сложнее выделяться и конкурировать продуктом и они сводят основные усилия к соревнованию в маркетинге и продвижении, именно аналитика «больших данных», та самая модная тема Big Data, об усиливающейся роли которой в будущем говорят все эксперты, позволит компаниям находить новые пути к сердцу и кошельку клиента.

Если даже лидеры рейтингов работодателей мечты для айтишников испытывают дефицит кадров, то другим найти нужных специалистов еще сложнее. В телекоме, к примеру, жалуются, что IT-профи не рассматривают для себя эту отрасль как приоритетную. Считают, что продвинутым «программерам» в таких компаниях нечем заняться.

Мнимая скука

IT сегодня проникает практически во все функции бизнеса - от обеспечения документооборота до создания новых услуг для клиентов и управления инфраструктурой. Самыми желанными специалистами для современных компаний становятся разработчики и архитекторы, способные решать функциональные задачи различных подразделений, превращать их в четкую систему. К примеру, внедрение в «Мегафоне» автоматизированной системы «Мегадок» позволило сократить срок согласования договоров с трех недель до трех дней, вдвое уменьшить штат делопроизводителей.

«Нам также нужны специалисты, которые смогут работать с огромными объемами информации, - продолжает Филатова. - У «Мегафона» 30 000 сотрудников и десятки миллионов клиентов, и для нас специалисты, способные правильно хранить, анализировать и управлять данными о них, критически важны. Этот навык становится все ценнее, и потому за такими специалистами будущее. Таких людей на рынке мало, и спрос на них превышает предложение». Некоторые эксперты, по ее словам, предрекали, что в 2014 г. вследствие кризиса на рынок выйдет большое количество специалистов. Но этого не произошло.

Анализируй клиента

Одно из важных направлений в сервисном бизнесе сегодня - это клиентская аналитика и управление клиентским опытом. «Это однозначно профессия будущего», - подчеркивает Филатова. «Мегафон» позиции с таким функционалом ввел одним из первых на российском рынке (сейчас они появились и у других сотовых операторов). «Клиентской аналитикой раньше вообще занимались мало, - рассказывает она. - Задача разработчиков - на основе огромной массы данных о клиентах не только выявить определенные тенденции, но и увидеть, как их можно применить, какие новые, интересные сервисы предложить для конкретного абонента, каким образом обслуживание для него сделать более качественным и удобным. Например, в Европе распространена практика, когда человеку, который прогуливается, скажем, мимо Starbucks, на мобильный телефон приходит флаер со спецпредложением от этой кофейни. Без технически подкованных специалистов не обойтись и в HR. Прежде всего для того, чтобы придумывать новые нестандартные способы внутренних коммуникаций». «Еще 3-4 года назад любую информацию можно было донести до сотрудника, просто написав письмо. Сейчас ежедневно через электронную почту проходит такой вал информации, что, как бы ты ни формулировал сообщение, оно все равно теряется в потоке, - сетует Филатова. - Каждый раз, когда нужно донести до сотрудников компании какую-то идею, мы что-то изобретаем: ролики, тематические внутренние порталы, всплывающие окна на рабочих компьютерах. При этом все выдумываем своими силами, поскольку готовых специалистов для этих задач нет. Но и нам - специалистам в HR - это дается непросто, поскольку у нас нет технологического представления, как все эти идеи реализовать».

Большому кораблю

В компаниях из самых разных сфер - физики, геологии, медицины и др. - накапливается огромное количество данных, с которыми можно работать, рассказывает Михаил Левин, руководитель службы анализа «больших данных» компании «Яндекс». Технологии, разработанные в «Яндексе», уже помогают геологам искать полезные ископаемые, а физикам ЦЕРН - исследовать свойства редких частиц в большом адронном коллайдере.

Data scientist - редкая и очень востребованная сегодня специальность, утверждает Левин: это аналитики, которые занимаются в том числе и программированием, но при этом значительную часть времени работают с данными. Они знают теорию, используют различные алгоритмы и инструменты машинного обучения, разбираются в статистике, проводят эксперименты и делают выводы на основании их результатов.

«Анализ «больших данных» в целом и клиентская аналитика в частности дают возможность предложить клиенту совершенно другой уровень продукта или сервиса, который будет отличаться от конкурентов», - считает Роман Постников, директор по сегментному маркетингу и клиентской аналитике компании «Мегафон». Одним из наиболее простых примеров применения такой аналитики Постников считает сервисы товарных рекомендаций в интернет-магазинах, когда клиент не тратит время на поиск подходящего товара, получая готовое и релевантное предложение. «Аналитика может менять свойства и взаимодействие с привычными услугами, которые, казалось бы, уже изменить невозможно. По сути, анализ «больших данных» - это создание таких разнообразных маленьких помощников, сильно экономящих время и деньги», - поясняет он.

Данные для горожанина

В «Мегафоне» Постников с коллегами создали систему, которая анализирует перемещение нагрузки между базовыми станциями, отслеживая, в каких местах потоки концентрируются в различные временные периоды. Изначально задача была наглядно на карте города увидеть, где необходимо строить новые базовые станции и открывать салоны обслуживания, чтобы это было удобно максимальному количеству клиентов. Помимо типичных бизнес-задач такой сервис позволяет дать новые возможности по исследованию и управлению городскими транспортными и пешеходными потоками. Именно за подобными системами будущее, считает Постников.

«Год назад мы предложили использовать наш сервис правительству Москвы и НИИ генплана Москвы для принятия решений по стратегии и формированию плана развития города. Для примера мы точно рассчитали, какой эффект оказало открытие ст. м. «Люблино» и сколько автомобилистов в итоге предпочли общественный транспорт, а не личный автомобиль», - рассказывает Постников.

В итоге «Мегафон» заключил контракт со столичным правительством. Постников надеется, что в будущем решения градоначальников будут все чаще базироваться не только на субъективной оценке экспертов, но и на беспристрастной статистике и аналитике. «Подобные сервисы должны оказывать все большее влияние на различные аспекты жизни горожан, повышая качество городской среды», - убеждены разработчики.

Создают такие сервисы специалисты по аналитике «больших данных», обладающие довольно редким сплавом компетенций, как правило, на стыке минимум двух дисциплин. Во многом мультидисциплинарность - это отличительная черта профессий будущего, отмечает Постников. В случае с геосервисами это сочетание знаний по математике и урбанистике.

При этом разработчики и аналитики должны отойти от привычного им языка интегралов и формул и разговаривать с другими специалистами на понятном им языке. Главное - у профессионала должно быть не просто желание заниматься цифрами, а настоящий интерес к решению прикладных вопросов.

«Геоаналитика - лишь один из примеров возможностей обработки «больших данных», - подчеркивает Постников.

Люди новой формации

Для большинства непосвященных айтишник - это чаще всего несколько странноватый человек, что называется, в себе, изредка и лишь по большой необходимости снисходящий до общения с простыми смертными. Однако время и новая кросс-функциональная реальность меняют этот образ, уверяют собеседники «Ведомостей».

«Понятно, что харизматичность - не самая сильная сторона разработчиков. Однако новое поколение уже гораздо более открытое, хоть они все так же живут в своем мире и к ним по-прежнему нужен особый подход и условия работы. Но они готовы общаться. Они понимают, что их ценность в том числе и в умении продуктивно взаимодействовать с сотрудниками других подразделений. Они осознают, что работают на рынок», - отмечает Филатова.

«Разработчики бывают разными - точно так же, как инженеры, пекари или специалисты любой другой профессии. Как правило, по-настоящему сложные сервисы создаются командами специалистов, так что умение общаться ценится и всегда идет в плюс», - говорит Левин из «Яндекса». Даже если у data scientist нет своей команды, в процессе работы он постоянно общается с заказчиком. Ему нужно погрузиться в новую область, совместно с заказчиком правильно поставить задачу, выбрать целевые метрики, и не всегда рядом есть менеджер-посредник.

«Технологии так быстро уходят вперед, что мы можем и не предугадать, что будет через пять лет. Поэтому нам нужны люди, которые смотрят на несколько шагов вперед и способны придумывать то, чего еще нет. Или быстро адаптировать для наших клиентов то, что уже где-то появилось, - говорит Филатова. - Чистое R&D сегодня по большому счету уже никому не нужно. Любые решения должны быть прикладными, реальными, которые можно будет реализовать и продать. Это очень ценная компетенция для разработчика - уметь просчитать экономическую целесообразность своей идеи».

«Ничто так не стимулирует человека к развитию, как решение конкретных задач», - убежден Постников.

Пересчет по головам

«Исследований и разных фантастических отчетов много, но что будет на деле - непонятно, - Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.ru Group старается смотреть на вещи максимально трезво. - С уверенностью сказать можно только то, что в основе всех будущих IT-профессий лежат навык создания программного кода и хорошее базовое техническое образование».

В трехлетнем горизонте, полагает Волошин, все более значимыми будут разработчики мобильных приложений, специалисты по юзабилити, аналитики-исследователи, работающие с «большими данными», разработчики робототехники.

«В ближайшем будущем особую ценность будет иметь кросс-индустриальный опыт специалистов IT, но в дальнейшем опять будет разделение на узкую специализацию», - прогнозирует Постников. Осталось таких специалистов найти.

Многие высокотехнологичные компании - лидеры отрасли честно признаются, что редко берут в IT-направления выпускников вузов. Предпочитают подождать, пока те наберутся опыта в других компаниях. Особенности поиска специалистов на новые направления связаны с тем, что таких людей нигде специально не готовят. «Не так важно, какой вуз окончил кандидат. Важно, чему он действительно научился и насколько широкий у него кругозор. Ключевое качество - то, как он мыслит, не отбили ли у него способность придумывать, что, увы, иногда случается в нашей системе образования», - замечает Филатова.

Парник для незрелых

Первыми собственную школу IT-специалистов запустили в «Яндексе». Шесть лет назад у компании появилась Школа анализа данных (ШАД). Обычно в ШАД поступают студенты старших курсов или выпускники айтишных факультетов. Программа обучения рассчитана на два года. Обычно до конца доходит не больше половины поступивших. За шесть лет существования ШАД ее окончили около 250 специалистов, часть работает в «Яндексе», кто-то - в Google и других компаниях.

В этом году «Яндекс» совместно с Высшей школой экономики открыли факультет компьютерных наук.

«Несколько лет назад мы проанализировали эффективность привлечения молодых специалистов и обнаружили, что срок их адаптации занимает год, а иногда и дольше. Уровень их знаний и навыков недостаточен. Затраты компании на их адаптацию настолько высоки, что мы решили применить другой централизованный подход к подготовке молодых специалистов», - рассказывает Волошин. Однако отсутствие притока выпускников - это тоже плохо для компании, признает он.

Три года назад в Mail.ru решили, что лучший выход - готовить IT-молодежь на базе профильных вузов самим, прививать студентам практические навыки в области IT, дополняя то, что не дает высшая школа. В 2011 г. на базе МГТУ им. Баумана Mail.ru запустил двухлетнюю бесплатную программу дополнительного образования «Технопарк», а зимой 2014 г. аналогичный проект «Техносфера» стартовал еще и в МГУ. Обучение по 21 дисциплине рассчитано на 1200 аудиторных часов. Преподают более 60 ведущих специалистов Mail.ru. Ежегодно на программу принимают по 200 студентов старших курсов с разных факультетов МГУ и Бауманки. Конкурс, по словам Волошина, достигает 5-7 человек на место, абитуриенты проходят четырехступенчатый отбор. До конца обучения доходит примерно 40%.

Межфакультетский набор - принципиальная позиция компании. Зачастую студенты профильных факультетов менее мотивированы, замечает Волошин. В Бауманке, к примеру, максимальный коэффициент при отборе набрал студент юридического факультета.

Лучших студентов на втором году обучения Mail.ru приглашает к себе на годичную стажировку. Из 30 выпускников первой программы 23 теперь работают в штате Mail.ru.

Велено делиться

Опасений, что конкуренты будут активно «хантить» студентов их программы, у Mail.ru Group нет, уверяет Волошин. Наоборот, они приглашают коллег по отрасли преподавать и предлагать свои учебные курсы. К процессу уже подключились «Лаборатория Касперского», Microsoft, Cisco и Abbyy. «Нам важно вовлекать партнеров в образовательный процесс, чтобы они тиражировали наш опыт. Бизнес побаивается напрямую взаимодействовать с вузами. Многие считают, что это слишком сложная и неблагодарная история. Мы этот путь уже прошли и хотим стать для них провайдерами», - говорит Волошин.

Для всех 60 специалистов компании, ставших преподавателями программы, это первый опыт. «Для айтишников этот опыт вообще необычен, - замечает Волошин. - Три года назад мы опасались, что энтузиазма будет немного. Но люди очень гордятся своей новой ролью, указывают в профилях, пишут об этом в соцсетях».

Полезно это и для самой компании, считают в Mail.ru Group. Отрасль быстро меняется. Появляются новые технологии, новые средства разработки, новые решения, новые продукты. В рабочем процессе человек зачастую получает новые знания лоскутно, но преподавание вынуждает все собственные знания систематизировать. Ценность таких людей возрастает, а их реноме в комьюнити повышается. «Мы чувствуем, как становится престижно передавать знания. Иметь такую культуру очень важно для IT-компании, которая является компанией знаний», - считает Волошин. Он регулярно получает заявки от коллег, которые тоже хотят преподавать.

У образовательного проекта Mail.ru Group очень высокая конверсия, утверждает Волошин. 73% студентов после стажировки стали сотрудниками компании, в среднем по отрасли этот показатель - 25-30%.

Чем больше специалистов подготовят в «Технопарке» и «Техносфере» для отрасли, тем ниже будет динамика роста зарплат, считают в Mail.ru Group. Перекупают специалистов не от лишних денег, а потому, что работать некому. А люди в IT-отрасли - средство производства и драйвер выручки одновременно.