«Почта России» стала популярнее курьеров при доставке покупок, считает АКИТ

С этими оценками согласны не все участники рынка
«Почта России» работает над улучшением логистики доставки посылок
«Почта России» работает над улучшением логистики доставки посылок / Е. Разумный / Ведомости

Более половины (51%) заказов в российских интернет-магазинах в 2015 г. были доставлены заказчикам «Почтой России», говорится в сообщении почты со ссылкой на выступление представителя Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) в Совете Федерации. Это на 12 п. п. больше, чем годом ранее. Таким образом, покупатели пользовались услугами «Почты России» чаще, чем курьерской доставкой, лидировавшей в 2014 г. среди способов доставки (см. график). При этом самих покупок в российских интернет-магазинах за прошлый год было совершено на 17% меньше, чем в 2014 г.

До 2013 г. «Почта России» стремительно теряла свою долю на рынке доставки посылок, но в 2014 г. удалось переломить этот тренд, а в 2015 г. – показать серьезный прирост даже на фоне сокращения общего количества интернет-заказов внутри России, цитируется в сообщении почты заместитель гендиректора «Почты России» по посылочному бизнесу и экспресс-доставке Сергей Малышев. Он объясняет это сокращением сроков доставки, развитием инфраструктуры – в частности, открытием 200 центров выдачи и приема посылок в 48 городах страны и выделенных «посылочных» окон более чем в 2000 отделений почты в 250 городах, а также внедрением новых услуг для потребителей и интернет-магазинов. В частности, были запущены два сервиса для интернет-магазинов, которые предлагают доставку товаров по фиксированным ценам в гарантированные сроки, а также услуга доставки мелких пакетов в семи городах.

По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), цифры почты скромнее – в 2015 г. она доставила 53 млн посылок из 125–130 млн, говорит президент НАДТ Александр Иванов (это 41–42%). Рынок в самом деле сократился по сравнению со 160 млн посылок, доставленных в 2014 г., но «Почте России» удалось нарастить долю, замечает Иванов. В 2014 г. она доставила 56 млн посылок, или 35%, говорит он.

Сервисы для интернет-магазинов в самом деле помогают почте увеличивать свою долю, замечает Иванов, благодаря их удобству и дешевизне.

За последний год в «Почте России» произошли качественные изменения, которые повлияли на ее позиции на рынке услуг доставки, а также улучшили отношение к компании не только партнеров, но и рядовых потребителей, замечает руководитель направления «Почтовая доставка» компании «Юлмарт» Александр Федоров. Активное строительство крупных сортировочных центров и новый подход к управлению основными бизнес-процессами позволили сократить сроки доставки почтовых отправлений и улучшить качество обслуживания, считает он. Среди положительных изменений он также отмечает оптимизацию сайта и запуск маркетплейса. «Работа над ошибками идет вполне успешно и, как следствие, отражается на доле рынка», – заключает Федоров.

Ozon не видит, чтобы «Почта России» обгоняла курьерскую доставку, говорит его представитель Мария Назамутдинова. У Ozon собственная служба доставки, которая развозит заказы Ozon.ru и 70 других интернет-магазинов. 70% заказов интернет-магазина приходится на доставку до пунктов выдачи, собственных или партнерских, говорит Назамутдинова. Их 2000 по всей России. Через «Почту России» доставляется 7% посылок с Ozon, остальное – курьерская доставка. В Москве же «Почтой России» покупатели не пользуются практически вовсе: 70% приходится на курьерскую доставку, а остальное – на пункты выдачи, уверяет Назамутдинова.

По словам представителя «Связного» Сергея Тихонова, с каждым годом все больше клиентов в сегменте электронной коммерции выбирают возможность получения заказа в пункте самовывоза. В «Связном», магазины которого расположены в 919 городах страны, таких заказов около 90%. Самовывоз позволяет людям планировать свое время с точки зрения сроков получения заказа, замечает Тихонов. Клиент все чаще не готов ждать курьера и предпочитает забирать заказ по дороге домой, на работу или в удобном для него месте. Кроме того, самовывоз для клиента в среднем дешевле, чем доставка курьерской службой.

«Почта России» обладает одной из самых крупных сетей в стране, что делает отделения компании привлекательным местом получения заказа, замечает Тихонов. Также на рост популярности доставки «Почтой России» повлияло и активное развитие интернет-торговли в регионах, где в силу относительно небольших расстояний услуга самовывоза пользуется большей популярностью по сравнению с Москвой или Петербургом, считает он.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

«Почта России» работает над улучшением логистики доставки посылок