«Почта России» ищет консультантов для реорганизации бизнеса
Специалисты нужны не только для составления плана реформ, считают экспертыВ начале февраля «Почта России» объявила открытый конкурс на услуги по оптимизации системы управления предприятием. Из материалов на портале госзакупок следует, что компания собирается потратить на эти цели 197,6 млн руб. с учетом НДС. Итоги планируется подвести уже 1 марта.
Сейчас «Почта России» имеет двухуровневую организационную структуру, представленную центральным аппаратом управления и 88 подчиненными ему филиалами. В документах к конкурсу отмечается, что управление таким количеством филиалов, большинство которых находятся в регионах, из центра имеет недостатки: управленческие решения на места доходят долго, а контролировать их исполнение очень трудно.
Компания занялась реструктуризацией бизнеса еще в 2015 г. и сейчас создает макрорегиональную структуру и интегрирует в нее специализированные филиалы (по логистике, экспресс-доставке, сортировке и т. п.), сообщили в пресс-службе «Почты России». Новая модель управления будет четырехуровневой: корпоративный центр, 10 макрорегионов, 72 филиала и около 500 почтамтов.
Сумма конкурса впечатляет, но ведь это тысячи человеко-часов и огромное число документов, которые предстоит подготовить, размышляет Святослав Бирюлин, гендиректор компании Sapiens Consulting.
Большое хозяйство
Сейчас в «Почте России» насчитывается 88 филиалов, 42 000 почтовых отделений и 350 000 сотрудников, поэтому любое изменение бизнес-процессов – очень трудоемкое и длительное мероприятие, говорит представитель пресс-службы.
Роль консультантов не только в том, чтобы помочь руководству компании составить план реформ и исполнить его. Есть еще и неафишируемые цели – в частности, провести в жизнь непопулярные решения чужими руками, а не своими собственными, говорят эксперты.
«Одно время в подчинении у гендиректора компании Дмитрия Страшнова была 21 дирекция. Одни работали эффективно и наполняли бюджет, другие не делали практически ничего», – вспоминает Александр Иванов, президент российской Национальной ассоциации дистанционной торговли. Можно предположить, продолжает он, что в такой обстановке любая попытка реформировать компанию будет натыкаться на внутреннее противодействие.
В «Почте России» сложная иерархия и множество управленческих звеньев, которые надо сокращать. В ходе реформ придется разбираться с руководителем каждой бизнес-единицы – чем он занимается и как взаимодействует с другими руководителями, рассказывает Александр Ованесов, управляющий партнер Strategy Partners Group. «В такой ситуации легче сослаться на консультанта, а не брать ответственность за непопулярное решение полностью на себя», – говорит он.
Еще одна причина для найма консультанта – обосновать реформы в Минфине или в переговорах с частными инвесторами, чтобы получить средства на реализацию проекта, размышляет Марк Розин, президент компании «Экопси-консалтинг». Однако проект должна разработать авторитетная консалтинговая компания. Обычно госкомпании только официально объявляют открытый конкурс на покупку услуг, а в реальности требования к участникам таковы, что выиграть конкурс смогут только 3–4 самых крупных консультанта типа McKinsey или The Boston Consulting Group, говорит Розин.