«Почта России» ищет консультантов для реорганизации бизнеса

Специалисты нужны не только для составления плана реформ, считают эксперты
В «Почте России» сложная иерархия и множество управленческих звеньев, которые надо сокращать.
В «Почте России» сложная иерархия и множество управленческих звеньев, которые надо сокращать. / А. Гордеев / Ведомости

В начале февраля «Почта России» объявила открытый конкурс на услуги по оптимизации системы управления предприятием. Из материалов на портале госзакупок следует, что компания собирается потратить на эти цели 197,6 млн руб. с учетом НДС. Итоги планируется подвести уже 1 марта.

Сейчас «Почта России» имеет двухуровневую организационную структуру, представленную центральным аппаратом управления и 88 подчиненными ему филиалами. В документах к конкурсу отмечается, что управление таким количеством филиалов, большинство которых находятся в регионах, из центра имеет недостатки: управленческие решения на места доходят долго, а контролировать их исполнение очень трудно.

Компания занялась реструктуризацией бизнеса еще в 2015 г. и сейчас создает макрорегиональную структуру и интегрирует в нее специализированные филиалы (по логистике, экспресс-доставке, сортировке и т. п.), сообщили в пресс-службе «Почты России». Новая модель управления будет четырехуровневой: корпоративный центр, 10 макрорегионов, 72 филиала и около 500 почтамтов.

Сумма конкурса впечатляет, но ведь это тысячи человеко-часов и огромное число документов, которые предстоит подготовить, размышляет Святослав Бирюлин, гендиректор компании Sapiens Consulting.

Большое хозяйство

Сейчас в «Почте России» насчитывается 88 филиалов, 42 000 почтовых отделений и 350 000 сотрудников, поэтому любое изменение бизнес-процессов – очень трудоемкое и длительное мероприятие, говорит представитель пресс-службы.

Роль консультантов не только в том, чтобы помочь руководству компании составить план реформ и исполнить его. Есть еще и неафишируемые цели – в частности, провести в жизнь непопулярные решения чужими руками, а не своими собственными, говорят эксперты.

«Одно время в подчинении у гендиректора компании Дмитрия Страшнова была 21 дирекция. Одни работали эффективно и наполняли бюджет, другие не делали практически ничего», – вспоминает Александр Иванов, президент российской Национальной ассоциации дистанционной торговли. Можно предположить, продолжает он, что в такой обстановке любая попытка реформировать компанию будет натыкаться на внутреннее противодействие.

В «Почте России» сложная иерархия и множество управленческих звеньев, которые надо сокращать. В ходе реформ придется разбираться с руководителем каждой бизнес-единицы – чем он занимается и как взаимодействует с другими руководителями, рассказывает Александр Ованесов, управляющий партнер Strategy Partners Group. «В такой ситуации легче сослаться на консультанта, а не брать ответственность за непопулярное решение полностью на себя», – говорит он.

Еще одна причина для найма консультанта – обосновать реформы в Минфине или в переговорах с частными инвесторами, чтобы получить средства на реализацию проекта, размышляет Марк Розин, президент компании «Экопси-консалтинг». Однако проект должна разработать авторитетная консалтинговая компания. Обычно госкомпании только официально объявляют открытый конкурс на покупку услуг, а в реальности требования к участникам таковы, что выиграть конкурс смогут только 3–4 самых крупных консультанта типа McKinsey или The Boston Consulting Group, говорит Розин.