Выручка «Вымпелкома» падает третий квартал подряд

Но на этот раз виной тому фиксированный, а не мобильный бизнес оператора
Выручка «Вымпелкома» по итогам IV квартала 2015 г. сократилась на 3%
Выручка «Вымпелкома» по итогам IV квартала 2015 г. сократилась на 3% / Е. Разумный / Ведомости

Выручка «Вымпелкома» по итогам IV квартала 2015 г. сократилась на 3%, до 71,75 млрд руб, а по итогам года — на 1%, до 278,4 млрд руб., говорится в сообщении материнской компании оператора - Vimpelcom Ltd.

Показатель падает третий квартал подряд. Во II квартале 2015 г. доходы «Вымпелкома» снизились год к году на 1%, до 68 млрд руб., в III квартале - на 3%, до 73,082 млрд руб. Предыдущие два квартала выручка оператора росла (в IV квартале 2014 г. – на 5%, в I квартале 2015 г. – на 1%), а до этого тоже несколько кварталов подряд падала. Ее снижение началось в IV квартале 2013 г.: в прошлый кризис 2008–2009 гг. компания сократила инвестиции в 3G-сеть и дала конкурентам возможность захватить лидерство на рынке мобильной передачи данных, объяснял это снижение бывший гендиректор Vimpelcom Ltd. Джо Лундер.

Выручка «Вымпелкома» от мобильного бизнеса выросла на 1%, от передачи данных — на 16%, а от фиксированнного бизнеса в IV квартале сократилась на 20%. Выручка в фиксированном сегменте снизилась в основном в B2B-сегменте — виной тому кризис, объясняет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Также, по ее словам, «Вымпелком» сократил объем низкомаржинального транзитного трафика.

По словам Слободина, снижение темпов роста выручки и переход к падению — общая проблема всех российских сотовых операторов. Он считает, что проблему можно решить рационализацией в отношении пакетных тарифов. Пакеты должны включать определенный лимит трафика за определенную сумму, безлимитное пользование лишает операторов возможности зарабатывать, говорит он.

EBITDA «Вымпелкома» снизилась на 0,6%, до 26,9 млрд руб., из-за негативного влияния девальвации рубля на доходы от роуминга и плату за интерконнект. «Вымпелком» больше, чем другие операторы, зависит от мигрантской базы, объяснил Слободин. Кроме того, по его словам, на показатель повлияло резервирование 1,4 млрд руб. компанией - на издержки, связанные с программой трансформации, объявленной в августе прошлого года. Программа трансформации включает изменения системы управления и сокращения персонала. Расходы на трансформацию частично были компенсированы единовременной экономией в размере 2,2 млрд руб. на арендных ставках и операционных затратах (в том числе в результате проекта "Вымпелкома" и МТС по совместному использованию инфраструктуры).

Отток абонентской базы по итогам года составил — 51%. По словам Михаила Слободина этот показатель на уровне ниже 55% компания считает для себя очень хорошим.

В то же время среднемесячная выручка на абонента (ARPU) сократилась по сравнению с III кварталом почти на 5%, до 314 руб. с 330 руб., за год показатель снизился на 3% (с 325 руб.). Тренд на снижение ARPU дает конкуренция, говорит Слободин. В то же время выход оператора Tele2 в Москве пока не имел влияния на этот показатель: выход только состоялся. Но, безусловно, новый игрок не создает позитивных трендов по цене на самом крупном рынке для сотовых операторов, признает Слободин.

Рентабельность EBITDA компании повысилась до 37,5% с 36,6% по итогам IV квартала 2014 г.

Всего по итогам 2015 г. у "Вымпелкома" было 59,8 млн абонентов, что на 4% больше, чем годом ранее (57,2 млн), и на 1,4% больше, чем на конец сентября 2015 г. (59 млн). По словам Слободина, в 2015 г. «Вымпелком» постоянно измерял удовлетворенность абонентов, и компания выяснила, что ей удалось повысить этот показатель. Оператор заложил основу для дальнейшего роста абонентской базы, считает гендиректор.