«Мегафон» создал отдельную компанию для управления сотовыми вышками

Продажа этого актива могла бы принести оператору более 500 млн евро
«Мегафон» создал Первую башенную компанию
«Мегафон» создал Первую башенную компанию / Д. Абрамов / Ведомости

Совет директоров «Мегафона» одобрил создание новой «дочки» оператора - Первой башенной компании (ПКБ), следует из сообщения компании. ПКБ станет центром управления башенной инфраструктурой, сможет более оперативно принимать организационные решения, обеспечивая эффективное развитие сети и улучшение качества связи, говорится в нем. Детали проекта «Мегафон» не раскрывает.

У «Мегафона» около 14 000 вышек, компания намерена провести инвентаризацию инфраструктуры, подобрать менеджмент для управления новой компанией, цитировал в октябре 2015 г. «Интерфакс» гендиректора оператора Ивана Таврина. Этот процесс - не на один квартал, отметил Таврин. «Владение такой инфраструктурой – это стабильный и высокомаржинальный бизнес, башенные компании по всему миру имеют маржу 60–70%», – отметил он.

«Мегафон» оценивает свои башни в несколько десятков миллиардов рублей, говорил «Ведомостям» человек, близкий к «Мегафону», в сентябре 2015 г. Похожую оценку инфраструктуре оператора давал один из сотрудников его конкурента.

Создавая инфраструктурную компанию с целью последующей продажи активов, «Мегафон» будет ждать улучшения общей макроэкономической ситуации, чтобы максимизировать их стоимость, считает управляющий партнер UFG Private Equity Арутр Акопьян.

Оценивать антенно-мачтовую инфраструктуру в случае ее продажи инфраструктурным компаниям непросто, отмечает партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. На цену влияют условия, на которых оператор будет арендовать инфраструктуру у покупателя: арендные ставки, сроки аренды, валюта соглашения и др., объясняет он. По его словам, если оператор надеется сократить удельные расходы на содержание пассивной инфраструктуры по сравнению с текущими, то в расчете на одну башню или столб получит меньше денег. Если оператор предлагает арендовать бывшие свои башни на привлекательных для нового владельца условиях, то продать их можно существенно дороже, говорит Алексеев. Как показывает опыт, экономически целесообразным проект инфраструктурной компании становится, если за первые 5-7 лет ей удается привлечь в среднем более полутора арендаторов на каждую из башен, рассказывает он.

«Вымпелком» уже предложил ряду инфраструктурных компаний выкупить у него часть башенной инфраструктуры, рассказывали ранее «Ведомостям» его консультанты. По словам источников «Ведомостей», оператор планирует продать 9000-12 000 таких объектов. Продав их, «Вымпелком» намерен выручить не меньше $0,5 млрд, говорили тогда два источника.

Продажа башен в России – часть международной стратегии холдинга Vimpelcom Ltd., владеющего «Вымпелкомом» и несколькими зарубежными операторами. Vimpelcom прямо заявлял, что намерен продать инфраструктуру в Пакистане и Бангладеш. А в конце октября агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщало о планах продажи 50 000 вышек в России, Казахстане, Армении, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Грузии и на Украине за $5 млрд.

Весной этого года итальянская «дочка» Vimpelcom Ltd. – Wind Telecomunicazioni продала испанской Abertis Telecom Terrestre 90% акций компании Galata, владеющей 7377 сотовыми башнями. Сумма сделки составила 693 млн евро. Получается, что в ходе этой сделки каждая башня была оценена примерно в 94 000, отмечает аналитик «Открытия капитала» Александр Венгранович. Если оценивать башни «Мегафона» исходя из такого же, как в Италии, соотношения стоимости объектов и ARPU (среднемесячного платежа абонента), получается, что 14 000 вышек «Мегафона» могут стоить примерно 546 млн евро, утверждает он.

Продажа сооружений так называемой «пассивной» инфраструктуры позволяет операторам единовременно привлекать очень значительные средства, необходимые для развития, отмечает Алексеев. В текущей макроэкономической ситуации российские операторы не могут привлекать заемные средства на комфортных для себя условиях, поэтому потенциальные сделки, связанные с продажей башен, выглядят вполне оправданно, считает он.

После того как оператор продает башенную инфраструктуру, его рентабельность снижается из-за необходимости платить за ее аренду, отмечает Венгранович. Например, после продажи башен EBITDA margin Wind во II квартале 2015 г. год к году снизилась на 5 п. п. до 33%, в III квартале - на 3,5 п .п. до 39,2%, говорит он.

МТС пока не видит смысла выделять свои башни для продажи, цитировал президента МТС Андрея Дубовскова в октябре 2015 г. «Интерфакс». «С одной стороны, мы несем постоянные, многолетние большие затраты на содержание инфраструктуры, поэтому объединиться с коллегами, чтобы уменьшить свои затраты, интересно. Но тут же всплывают сложности. Например, для того, чтобы нам перейти на инфраструктуру, которая принадлежит конкуренту или стороннему инвестору, нам надо купить второй комплект оборудования, чтобы не было перерывов связи. Получается, мы проинвестируем дважды», - отметил он.

«T2 РТК холдинг» (Tele2) всегда эффективно управлял собственной инфраструктурой и использовал все возможности для снижения расходов стоимости при сохранении качества связи, говорит его представитель Константин Прокшин. В частности, Tele2 арендует башни у инфраструктурных компаний, например «Вертикали» и «Русских башен», и сотрудничает с другими операторами в плане совместного использования пассивной инфраструктуры, отмечает он. Tele2 открыта к новым предложениям, добавил Прокшин.

Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев.