«Мегафон» передаст свои сотовые вышки дочерней компании

Оператор рассчитывает выгодно продать ее и сэкономить на обслуживании сети
У «Мегафона» сейчас около 14 000 сотовых башен/ Д. Гришкин/ Ведомости

«Мегафон» принял решение выделить принадлежащие ему вышки в отдельную компанию, чтобы потом продать их, рассказал «Ведомостям» один из партнеров оператора. Эту информацию подтвердил официальный представитель «Мегафона», но от дальнейших комментариев он отказался.

Речь идет о большей части вышек оператора по всей стране (всего их сейчас около 14 000), рассказывает человек, близкий к «Мегафону». Компания оценивает их в несколько десятков миллиардов рублей, говорит он. Похожую оценку инфраструктуры оператора дает один из сотрудников его конкурента. Покупатель пока не найден, но договор о продаже будет гарантировать «Мегафону» дальнейший доступ к проданным вышкам, рассказывает собеседник «Ведомостей», близкий к «Мегафону». По его словам, не исключено, что управлять ими после продажи будет один из партнеров оператора по строительству сетей.

У «Мегафона» уже есть как минимум один потенциальный покупатель. Инфраструктурный оператор «Русские башни» до конца 2015 г. готов приобрести вышки у одного из российских сотовых операторов, рассказывал в июле председатель совета директоров компании Питер Оуэн Эдмундс. Этот вопрос обсуждается со всеми крупнейшими участниками рынка, но готовых сделок пока нет, говорил тогда он. По оценке «Русских башен», сейчас у трех крупнейших российских сотовых операторов – МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» – в общей сложности около 45 000 вышек сотовой связи. Речь, конечно, не идет о покупке всех этих сооружений: потенциально интересными «Русским башням» могут быть 15 000–20 000 вышек, говорил Эдмундс.

Вышки – врозь

На сотовых вышках операторы связи устанавливают свое оборудование – базовую станцию и антенны. На одной вышке может быть установлено несколько базовых станций, но российские сотовые операторы в основном строили собственные вышки, поэтому их инфраструктура в большинстве городов дублирует друг друга.

В конце лета газета РБК со ссылкой на источники сообщала, что продать около 15 000 башен в России готов «Вымпелком»: по данным издания, оператор уже нанял для этого консультантов Merrill Lynch. Его материнский холдинг Vimpelcom Ltd. выделяет и продает инфраструктуру не только в России, но и в странах СНГ, Бангладеш и Пакистане. Весной этого года итальянская «дочка» Vimpelcom Ltd. – Wind Telecomunicazioni – продала испанской Abertis Telecom Terrestre 90% акций компании Galata, владеющей 7377 сотовыми башнями. Сумма сделки составила 693 млн евро.

Представитель «Вымпелкома» вчера отказался комментировать переговоры о возможной продаже своих вышек. Представитель МТС Дмитрий Солодовников говорит, что сейчас у компании нет планов продавать свою инфраструктуру. Практически все антенно-мачтовые сооружения оператора себя окупили, кроме того, собственная инфраструктура лучше с точки зрения качества услуг и модернизации сетей, убежден Солодовников. «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) эффективно управляет собственной инфраструктурой и открыт к предложениям, которые могут повысить его эффективность. «Это, например, аренда башен у инфраструктурных компаний и совместное использование пассивной инфраструктуры с другими операторами», – объясняет представитель оператора Константин Прокшин. Возможность продажи вышек он не упоминает.

Идею продажи башенной инфраструктуры операторы обсуждают уже несколько лет. Еще в 2012 г. шли переговоры «большой тройки» с РФПИ, который предлагал им создать совместное предприятие: 51% в компании должен был достаться операторам, а фонду вместе с партнерами – 49%. Операторы должны были внести в уставный капитал до 1000 своих вышек, а фонд – деньги. Около 15 000 вышек вновь учрежденная компания должна была выкупить чуть более чем за $1 млрд. Но затем переговоры по этому проекту прекратились, и он так и не был реализован.

Один из консультантов сотовых операторов говорит, что два года назад помогал «Вымпелкому» договариваться о продаже башен крупному производителю телекомоборудования, но сделка так и не состоялась. Смысл такой продажи в том, чтобы снять с оператора часть операционных расходов, за счет этого на время улучшаются финансовые показатели компании, что очень важно для менеджмента, рассказывает собеседник «Ведомостей». Ранее управляющий партнер UFG Private Equity Артур Акопьян рассказывал, что экономия на эксплуатации вышек в 15-летней перспективе (таков срок амортизации этих сооружений) при перепродаже составляет 30–50%.