Более половины использующих ИИ в работе сотрудников хотят уволиться
Главная причина – не деньги, а отсутствие гибкого графика работыБольшинство сотрудников иностранных компаний, использующих ИИ в своей работе, хотят уволиться, следует из опроса McKinsey. «Ведомости. Технологии и инновации» выясняли, что могут взять на вооружение российские организации, где доля таких специалистов к 2030 г. должна вырасти до 80%
Более половины сотрудников иностранных компаний (51%), применяющих искусственный интеллект (ИИ) в своей работе, хотят уволиться в ближайшие 3–6 месяцев. При этом причиной желания уволиться стала не низкая оплата труда, а отсутствие свободного графика. Это следует из результатов опроса международной консалтинговой компании McKinsey 12 802 человек (9684 сотрудника и 3119 работодателей в 16 отраслях экономики) в США, Канаде и Великобритании. Исследование было проведено с июля по август 2023 г.
Среди опрошенных сотрудников доля пользователей ИИ составила 28,12%, остальные 71,88% не применяют технологию в своей работе. Для сравнения: доля работников российских компаний, владеющих навыками использования ИИ, равна 5%, а к 2030 г. должна вырасти до 80%. Такой целевой показатель предусматривает обновленная в феврале Национальная стратегия развития искусственного интеллекта. Еще один ее показатель к 2030 г. – прирост ВВП России на 11,2 трлн руб. за счет внедрения этой технологии.
McKinsey анализировала три группы респондентов, применяющих ИИ: непосредственно создатели генеративного искусственного интеллекта (1,75%), активные пользователи (8,19%) и те, кто использует ИИ менее регулярно, чем предыдущая группа (18,18%).
Желание большинства респондентов, которые идентифицируют себя как создатели поколения ИИ и активные пользователи этой технологии, поменять работу в течение следующих 3–6 месяцев – «это отрезвляющая новость для тех руководителей», – констатируют авторы исследования. В то же время, имея гибкий график, такие сотрудники работу не меняют – об этом заявили 40% опрошенных. Другие важные факторы, мотивирующие людей оставаться на своих рабочих местах и не увольняться, – значимость выполняемых задач (33%), корпоративные программы поддержки здоровья (31%). В то время как высокую зарплату работники ценят в меньшей степени (15%), говорится в исследовании McKinsey.
Решение вопроса сохранения кадров, по мнению аналитиков McKinsey, имеет первостепенное значение для компаний, использующих генеративный ИИ в бизнес-процессах. Опрос показал, что большинство организаций (57%) планируют внедрять ИИ в работу, повышая квалификацию сотрудников нетехнических профессий внутри компании, а не привлекая специалистов со стороны. При этом инженеры и программисты могут быть наняты извне.
По данным опроса, доля сотрудников технических специальностей из общего числа применяющих ИИ респондентов из США, Канады и Великобритании, составляет всего 12%. Тогда как оставшиеся 88% – это, например, менеджеры, работники здравоохранения, преподаватели и др. С внедрением ИИ в работу нетехнических специалистов ряд их обязанностей будут автоматизированы. Таким образом увеличится время на решение профильных задач и повысится производительность труда, считают аналитики McKinsey. Со временем компании должны будут начать оценивать работу сотрудников по достигнутым результатам, а не по количеству затраченных часов, заключают они.
На пути к массовому применению ИИ
В мире идет гонка среди 60 стран, разрабатывающих национальные стратегии развития ИИ, так как эта технология перестраивает бизнес-модели в экономике, сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко на Кантовским конгрессе 22 апреля. Согласно экспертным оценкам, общий вклад технологий ИИ в глобальную экономику к 2030 г. оценивается более чем в $15 трлн, добавил он.
Что такое генеративный ИИ?
Генеративный искусственный интеллект – это вид ИИ, который включает в себя создание технологий, способных автономно создавать контент. Эти системы используют модели обучения для производства новых данных, таких как текст, изображения или музыку, на основе шаблонов и примеров из существующих данных. Таким образом они могут создавать оригинальную информацию, не отличимую от того, что делает человек. Яркий пример генеративного ИИ – GPT-4, модель языкового прогнозирования OpenAI.
В период с 2022 по 2030 г. отечественные вузы должны впятеро увеличить количество выпускников, освоивших образовательные программы в области ИИ, с 3048 до 15 500 человек. По данным Национального центра развития ИИ (НЦРИИ) при правительстве РФ, уровень обеспеченности отечественных организаций ИИ-специалистами в основном зависит от наличия финансовых ресурсов у самих компаний и привлекательности сферы деятельности для квалифицированных кадров.
Среди отраслей, где организации вкладывают значительные инвестиции в развитие и применение ИИ, аналитики центра выделяют сферу финансовых услуг, физкультуру и спорт, торговлю, информационно-коммуникационный сектор и строительство. В меньшей степени готовы выделять средства на внедрение технологии в транспорте, социальной сфере, экологии и науке, следует из индекса готовности приоритетных отраслей экономики РФ к внедрению искусственного интеллекта НЦРИИ.
Даже в работе технических специалистов в России процент использования ИИ пока невысок, говорит руководитель комплекса «Цифровое моделирование материалов» Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Это связано с тем, что внедрение технологии на производствах началось совсем недавно и, чтобы увидеть существенные изменения, потребуются миллиардные вложения и более 15 лет для обновления производственных циклов, считает он.
Представители всего 2–3% профессий активно используют ИИ в работе, говорит участник рынка Национальной технологической инициативы NeuroNet Владимир Козлов. В нетехнических профессиях в России ИИ тоже применяется нечасто: в основном это копирайтеры, переводчики, блогеры, люди, работающие с текстами. «Во всех остальных отраслях сейчас он практически не применим», – рассуждает Козлов.
По словам Александрова, российские специалисты в области ИИ из МГТУ им. Н. Э. Баумана, «Сколтеха», Научно-исследовательского Института искусственного интеллекта, Института органической химии им. Н. Д. Зелинского убеждены, что за этой технологией будущее. «Зарплата для них – не главное, важнее иметь доступ к интересным задачам и полезным данным. Однако и оплата труда у них значительно выше средней», – пояснил он.
Козлов уверен, что россияне в отличие, например, от сотрудников американских компаний «более психологически стабильны и жизнестойки, потому что они способны поработать в неудобных условиях, понимая, что делают общее дело». Тот факт, что компании создают для сотрудников «новые и удобные ИИ-инструменты, экономя их силы и рабочее время», само по себе является признаком заботы о них, считает он.
Впрочем, люди как в России, так и в западных странах начинают больше ценить гибкость в работе, чем высокую заработную плату. «Зарплата важна, но возможность работать по своему графику и из любой точки мира часто играет бóльшую роль», – говорит представитель IT-школы «Эльбрус Буткемп».