Наталья Магидей: «70% стартапов уже применяют технологии ИИ в своих решениях»

Экосистема стартапов «Сбера» стимулирует технологические инновации от школы до зрелых предпринимателей
Управляющий директор «Сбера» по работе со стартапами Наталья Магидей
Управляющий директор «Сбера» по работе со стартапами Наталья Магидей /Пресс-служба «Сбера»

В конце сентября состоялся финал международного акселератора «Сбера» для технологических стартапов Sber500, на котором команды из России, Турции и Индии презентовали свои проекты и нашли инвесторов. За три часа, пока шло мероприятие, они получили восемь инвестиционных предложений на сумму 240 млн руб. и еще восемь инвесторов согласились на проведение due diligence (процедура оценки бизнеса), за которой обычно следует определение условий сделки. Для сравнения: в I квартале 2023 г. в России всего было заключено 14 сделок, согласно отчету Dsight.

– Расскажите про акселератор: удается ли ему сохранять статус международного в текущих условиях?

– Sber500 – это наш флагманский акселератор, он проводится для стартапов, которые уже прошли так называемую «долину смерти», уверенно стоят на ногах и хотят найти новых клиентов на российском рынке или выйти на зарубежные.

Основная задача программы – привести на российский венчурный рынок экспертизу более опытных в этом вопросе стран. Создавая проект в 2018 г., мы сознательно пошли по такой модели и придерживаемся ее сейчас. Нет смысла обучать тому, что предприниматели могут и сами узнать, находясь здесь. Нужно помочь российским предпринимателям избежать ошибок, уже совершенных зарубежными коллегами.

В этом сезоне со стартапами работали менторы из более чем десятка стран, в течение 15 недель они делились накопленной экспертизой, которая сэкономит время на развитие решений стартапов и позволит развиваться проектам наших ребят ускоренными темпами. За время этой работы многие участники смогли пересмотреть подходы к своему бизнесу, а их выручка в среднем выросла в 2,5 раза.

Что касается международного статуса, последний сезон акселератора показал рекордный международный охват: на участие претендовали 1250 стартапов из 36 стран (20% зарубежных заявок), что говорит о том, что многие предприниматели продолжают рассматривать Россию как значимого игрока в сфере инноваций.

– Для чего вы привлекаете международные стартапы, в каких форматах «Сбер» сотрудничает с выпускниками?

– Мы рассматриваем зарубежные стартапы наряду с отечественными в качестве поставщиков инноваций. Это рыночная история: если тебе нужна технология и ты не можешь ее найти на локальном рынке, ты ищешь где-то еще. Задача Sber500 – работать на опережение, и зарубежные стартапы, имеющие опыт взаимодействия с другим рынком, часто могут предложить то, чего нет у нас. Мы всегда открыты к синергиям с другими странами, и стартапы откликаются. 

Форматов сотрудничества может быть несколько. Самый распространенный – привлечение стартапа в качестве подрядчика. В этом случае его решение оптимизирует существующий продукт «Сбера» или помогает создать новый. Гораздо реже решение покупается полностью. Так происходит, когда стартап закрывает одну из потребностей «Сбера», на него по-настоящему большие планы или мы стремимся добиться эксклюзивности использования решения стартапа. По какому именно пути пойдет сотрудничество с тем или иным проектом – это всегда очень индивидуальный вопрос, решение принимается после того, как и команда «Сбера», и команда стартапа взвесят все «за» и «против».

Однако выпускникам акселератор дает возможность сотрудничества не только со «Сбером». Еще до завершения программы мы знакомим участников более чем с 30 корпорациями-партнерами и 40 инвесторами, чтобы стороны смогли договориться о сотрудничестве и сделках. Такой подход приносит плоды: в результате 105 выпускников предыдущих сезонов заключили более 7000 контрактов со «Сбером» и другими компаниями и привлекли больше 3 млрд руб. от инвесторов со всего мира. Идея такого подхода в том, чтобы дать доступ к тем технологиям, которые мы находим, всем участникам рынка инноваций, и мы видим, что хорошие решения, основанные на глубокой проработке проблемы потребителей, сохраняют свою востребованность даже в период «венчурной зимы».

– Да, о венчурной зиме сейчас говорят во всем мире. Как она ощущается у нас?

– Мы наблюдаем, что инвесторы стали более сдержанными. Они фокусируются на поддержке текущего портфеля или же ищут стартапы, уже приносящие дивиденды (сегодня это редкость), или проекты на ранних стадиях, не требующие крупных чеков. Кстати, в поддержку последнего тезиса: сейчас 44% всех сделок и более 50% от всего объема инвестиций в стартапы ранних стадий как раз идет небольшими чеками от бизнес-ангелов. Это увеличивает шансы на получение инвестиционной прибыли и одновременно меняет расстановку сил. Также становятся более востребованными вузовские разработки, которые раньше не попадали в фокус внимания венчурных капиталистов.

– Я знаю, что «Сбер» тоже занимается развитием студенческого технологического предпринимательства. Расскажете об этом подробнее?

– Раньше казалось, что понятия «подросток» и «предпринимательство» несовместимы. Но оказалось, что это не так: старшеклассники и студенты часто делают невероятные вещи, которые взрослым кажутся невозможными, потому что у взрослого уже есть определенные ментальные установки и ограничения. Когда мы спрашиваем у подростков, как они смогли это реализовать – ведь это невозможно, – они отвечают, что даже и не задумывались, что такое невозможно, а потому отнеслись как к обычной задачке.

Они открыты новому и с детства связаны с гаджетами. У них другой взгляд на цифру, поэтому им виднее, что будет в тренде, каким будет тот или иной продукт, – они и есть его будущие пользователи. Еще у ребят нет такого информационного шума и перегруза, как у взрослых, и благодаря естественной фокусировке у них получается вычленять самое важное. Поэтому иногда они находят и реализуют такие решения, что думаешь: «Надо же, как просто! Это ведь лежало на поверхности – как мы сами до такого не додумались?»

Мы видим в этих ребятах большой потенциал, поэтому развиваем две бесплатные программы для подростков: первая – акселератор для школьников, учеников техникумов и колледжей. В нем мы учим, как найти (а правильнее сказать – заметить) идею, рассказываем, как на ее основе создать и продвигать технологический продукт, а также помогаем талантливым ребятам поступить в вуз.

Например, среди выпускников команда школьников, сконструировавших умные тележки для супермаркетов, способные с помощью машинного зрения распознавать продукты, которые в них кладут, и затем следовать за покупателем по торговому залу. Сейчас обсуждается тестирование этого решения с одной крупной торговой сетью. Победа в акселераторе также ребятам обеспечила поступление без экзаменов в НИУ ВШЭ.

Вторая программа – акселератор для студентов, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей вузов. Ее победитель прошлого года, 21-летний студент медицинского университета РУДН, вместе с командой разрабатывает технологию лечения атеросклероза нанороботами. Нанороботы вводятся через лучевую артерию в кровоток человека и с помощью магнитного поля доставляются в место, где сформировалась холестериновая бляшка. В этом месте он выпускает лекарство, растворяющее ее. Растворенный жир через кровеносное русло выводится из организма вместе с микрочастицами самого наноробота. Это малоинвазивный процесс, который способен стать альтернативой операциям и длительному медикаментозному лечению.

– Какие стартапы, на ваш взгляд, сегодня нужны больше всего?

– Нужны все без исключения технологические стартапы, главное, чтобы они закрывали тот или иной запрос потребителей. Если же говорить именно про «Сбер», то мы уделяем особое внимание проектам, в которых задействованы технологии искусственного интеллекта (ИИ), децентрализованные финансы или решения для метавселенных.

Например, среди финалистов четвертой волны акселератора Sber500 70% стартапов уже применяют ИИ в своих решениях. Это не случайность. Мы смотрим именно на такие стартапы, поскольку наш собственный опыт показывает, что ИИ повышает эффективность рабочих процессов в 5–7 раз. Финансовый эффект от внедрения ИИ для «Сбера» в 2022 г. достиг 235 млрд руб.

В России всегда было очень много талантливых людей, которые могут реализовывать себя, зарабатывать, создавать высокооплачиваемые рабочие места и делать страну процветающей. Нужно просто подсказать им, как это делать, что для этого изучить и к кому обратиться. Именно этим мы и занимаемся.