Женский теннис возвращается в Китай за рекордными призовыми. На турнире в Пекине разыграют почти $8 млн
Расследование по делу Шуай Пэн так и не удалось завершитьКитай активно готовится к возвращению в страну лучших теннисисток мира. Так, организаторы осеннего турнира в Пекине (China Open) рассказали, что его призовой фонд составит около $8 млн. Победительница получит $1,5 млн. Это рекорд как для женских, так и для мужских соревнований, если не учитывать турниры «Большого шлема» и Итоговые. При этом чемпион China Open заработает не более $650 000. Общий призовой фонд у мужчин тоже заметно скромнее – $3,7 млн. Разница обусловлена тем, что статус женского турнира – выше.
На китайских кортах топ-теннисистки не появлялись с 2019 г. Сначала мешала пандемия коронавируса, потом – дело китаянки Шуай Пэн.
В конце 2021 г. чемпионка двух турниров «Большого шлема» (в парном разряде) рассказала в национальной соцсети Weibo о своей внебрачной связи с бывшим вице-премьером страны Чжаном Гаоли. По словам спортсменки, в эти отношения она вступила против своего желания. После публикации Шуай перестала выходить на связь. Вместе с ней из китайских соцсетей и мессенджеров исчезли все сообщения с упоминаниями этой истории и даже скриншоты оригинального поста.
Две недели абсолютной тишины вызвали тревогу не только у топ-спортсменов, но и у руководства Женской теннисной ассоциации (WTA), МОК и других организаций, в том числе – правозащитных. Тогда главный государственный телеканал Китая показал в эфире письмо за подписью Шуай Пэн, в котором она опровергала свои же слова. Но в его подлинность почти никто не поверил. Игроки, а за ними и спортивные чиновники призвали Китай провести открытое расследование. В Пекине просьбу проигнорировали, и глава WTA Стив Саймон отменил все турниры в стране на неопределенный срок.
Это больно ударило по бюджету организации. Среди прочего WTA потеряла возможность проводить Итоговый турнир в Шэньчжэне. По условиям договора с местными организаторами, за 10 лет он мог принести женскому теннису порядка $1 млрд. При этом нельзя игнорировать тот факт, что жесткая позиция по делу Пэн помогла WTA впервые за 12 лет найти титульного спонсора и подписать еще несколько очень крупных контрактов.
Правда, бойкот в итоге продержался недолго – уже этой осенью Китай примет сразу восемь турниров (до разрыва отношений было 10). В списке – Чжэнчжоу, Пекин, Гуанчжоу, Наньчан, Гонконг, Ухань, Чжухай и Шэньчжэнь. Последний снова станет столицей Итогового турнира и сохранит этот статус вплоть до 2031 г. включительно. WTA намерена выполнить первоначальное десятилетнее обязательство и получить обещанные ранее деньги.
Комментируя возвращение в Китай, Саймон не скрывал – среди игроков много недовольных. Но объяснил, что не просто действует в интересах бизнеса, а помогает Шуай Пэн: «Вернувшись в Китай, мы продолжим оказывать положительное влияние на социальную политику местных спортивных чиновников, как это было на протяжении 20-ти последних лет. И вместе с тем проследим, чтобы Пэн не была забыта, попробуем добиться определенного прогресса в расследовании этого дела на месте.
Хотел бы подчеркнуть также, что наше решение меньше всего связано с контрактом на проведение Итогового. Оно строилось на том, что отвечает интересам организации, и мы посчитали, то это наилучший вариант. Да, это пойдет на пользу нашему бюджету, но решение принималось не на этом основании».
Сама Шуай Пэн на связь с WTA не выходила. Но Саймон не раз подчеркивал, что «люди, близкие к Пэн», заверили тур, что она в полной безопасности и живет со своей семьей в Пекине.
Критики Саймона обращают внимание на то, что его позиция оставалась особенно жесткой, пока в Китае действовали строгие ограничения, связанные со сложной эпидемиологической ситуацией из-за коронавируса. Страну, по сути, открыли только в январе 2023 г. А значит, WTA никак не могла проводить свои турниры раньше.