Снимает кино, придумывает одежду и владеет футбольным клубом. Наоми Осака — главная бизнес-леди современного спорта

    Только за последний год заработала вне тенниса больше $50 млн
    Наоми Осака после победы на Australian Open-2021
    Наоми Осака после победы на Australian Open-2021 /EPA

    В мае четырехкратная победительница турниров «Большого шлема» Наоми Осака объявила о расторжении контракта с крупнейшим спортивным агентством IMG в связи с созданием собственной компании — Evolve. Проект был запущен при помощи агента Стюарта Дугида, который работал с Осакой в IMG. По его словам, новое агентство позволит увеличить доходы от бизнес-инициатив спортсменки: потенциально Наоми может зарабатывать порядка $150 млн в год. 20 июня у Evolve появился первый клиент — австралиец Ник Кирьос отказался от сотрудничества с IMG и доверил свои дела команде Осаки.

    По данным издания Sportico, Наоми является самой высокооплачиваемой спортсменкой в мире, за последний год она заработала порядка $53,2 млн. Примечательно, что травмы и перерывы в карьере ограничили ее заработок на корте до $1,2 млн, а $52 млн принесли рекламные контракты — их у Наоми около 20. В общем рейтинге по заработкам среди мужчин и женщин Осака идет 20-й. Среди спонсоров теннисистки — дом моды Louis Vuitton, платежная система MasterCard, бренд часов Tag Heuer, компания по созданию видеоигр PlayStation и другие крупные игроки. «Ведомости. Спорт» рассказывает, как Наоми Осаке удалось cтать главной бизнес-леди спортивного мира.

    Бизнес-стратегия Осаки

    Крупных успехов на корте японка начала добиваться в конце 2018 — начале 2019 гг. Победив на Australian Open-2019, Осака пришла на фотосессию в платье, купленном онлайн, которое явно не соответствовало статусу события. Через два года, отпраздновав успех на AO-2021, теннисистка уже позировала в элегантном комбинезоне от Louis Vuitton. Осака не раз признавалась в любви к моде — по ее словам, даже на детских турнирах она пыталась создать для себя привлекательный, но при этом удобный костюм. Однако денег на красивую одежде в семье часто на хватало.

    В юниорском возрасте Осака заключила соглашение с Adidas, но оно не отвечало запросам спортсменки, и в апреле 2019 г., после двух побед на «Шлемах», она перешла к главному конкуренту своего партнера — Nike. Adidas пытался удержать перспективную теннисистку, предложив солидный контракт на $8,5 млн в год, но Nike дал все $10 млн и позволил теннисистке невиданное — наносить на форму три рекламных нашивки других фирм: MasterCard, лапши быстрого приготовления Nissin Foods и авиакомпании ANA. Но больше всего Осаку привлек не размер контракта, а предложение создать совместную линию одежды — то, чего долгое время не хотел Adidas. В конце 2020 г. Наоми совместно с Nike выпустила в продажу кроссовки, худи, футболки и леггинсы с собственными инициалами.

    Nike можно назвать якорным спонсором Осаки, однако у нее есть и более скромные соглашения с другими брендами одежды — американской компанией Levi’s и японским производителем Adeam. Контракт с Levi’s позволяет Осаке минимум раз в год придумывать новые образы в собственную линию. А в одежде от Adeam Осака позировала для совместной уличной рекламы c MasterСard, которую запустили в преддверии Олимпиады в Токио.

    Осака старается быть модной не только в одежде, но и в аксессуарах. Так, к каждому турниру «Большого шлема» компания The Beats создает для нее наушники с уникальным дизайном. Кроме того, Наоми запустила собственный косметический бренд — Kinlo. В первую линейку вошли солнцезащитные средства для людей с темным цветом кожи. Стоимость продуктов не превышает $50.

    Как рассказывал в 2021 г. в разговоре с Forbes агент Осаки Стюарт Дугид, при выборе спонсоров Наоми никогда не ориентировалась на сумму контрактов, главным критерием для нее была близость концепции бренда к ее собственным идеалам. «Она не гонится за деньгами, и первый разговор с потенциальным спонсором никогда не касается денег. У нас очень много приоритетов выше денег. Это роскошь, которую мы уже можем себе позволить. Очень много предложений мы отклоняем, поскольку не все марки вписываются в нашу концепцию. А в сотрудничестве нет смысла, если вы друг другу не подходите», — отмечал агент теннисистки.

    В качестве примера Дугид вспоминает отказ в 2019 г. Coca-Сola в пользу напитка Bodyarmour — совладельцем производителя был Коби Брайант, которого Осака называла одним из своих кумиров в спорте. Наоми стала рекламным лицом в обмен на долю в Bodyarmour. Впоследствии такая практика превратилась для японки в норму. Так, например, при заключении контракта с американской сетью ресторанов быстрого питания, где подают салаты, Sweetgreen, теннисистка получила долю в этой компании. В середине 2021 г. стоимость сети оценивали в $1,8 млрд.

    Составляющие успеха Наоми

    1. Результаты. Популярности у спонсоров не было бы, если бы Осака не завоевывала титулов. Наоми является первой победительницей турнира «Большого шлема» японского происхождения, а также единственной теннисисткой из Азии, удостоившейся звания первой ракетки мира. Результатов помогает достичь хладнокровие — во время матчей Наоми зачастую не показывает никаких эмоций. Кроме того, Осака пока не проигрывала финалов мэйджоров, дважды остановив на решающих стадиях стремившуюся к рекордному 24-му «Шлему» Серену Уильямс.

    2. Происхождение. Темнокожая теннисистка, выросшая в США, но выступающая за Японию — идеальная формула для современного мультикультурного мира. Мать Наоми — японка, а отец — гаитянин. В 2018 г. Осаку встречали на Гаити как национальную героиню. Большую роль сыграла и Олимпиада-2020 в Токио. Осака стала главным рекламным лицом летних Игр, подписав перед соревнованиями соглашения с Procter & Gamble, All Nippon Airways и Nissin Foods. Именно Наоми зажигала олимпийский огонь на церемонии открытия, при этом в теннисном турнире дошла лишь до третьего круга.

    3. Искренность. С первых интервью Осака полюбилась болельщикам своей скромностью, нетривиальным чувством юмора и постоянными отсылками к поп-культуре. Теннисистка не стесняется признаваться, что посещает психолога и испытывает проблемы с самооценкой. За несколько дней до старта «Ролан Гаррос»-2021 Осака объявила, что не будет участвовать в пресс-конференциях и общаться с прессой во время турнира, чтобы защитить свое психическое здоровье. Федерация тенниса Франции оштрафовала Наоми на $15 000 и пригрозила дисквалификацией. В итоге Осака снялась с турнира и рассказала, что много раз сталкивалась с депрессиями и тревожными расстройствами.

    4. Политическая позиция. Несмотря на свою интровертность, Осака регулярно высказывается на общественно значимые темы. В мае 2020 г. теннисистка специально прилетела в Миннеаполис, чтобы поучаствовать в акциях протеста в связи со смертью Джорджа Флойда. А в августе того же года отказалась выходить на матч турнира WTA категории Premier в Нью-Йорке в знак протеста против очередного эпизода полицейского насилия в США, случившегося в Висконсине. Также Осака активно выступает за уравнение зарплат в мужских и женских американских лигах. Такая активная позиция нравится спонсорам — после протестов 2020 г. контракты с Наоми обновили The Beats, Levi’s и японские бренды Yonex и Nissin.

    5. Разносторонность. 22 июня маркетинговое агентство SpringHill звезды НБА Леброна Джеймса стало партнером компании Hana Kuma, которая Осака создала для производства телесериалов, документальных фильмов, аниме и развлекательных программ. Стартовым проектом Hana Kuma будет документальный фильм о Пэтси Минк, первой темнокожей женщине, избранной в конгресс США. Не исключено, что картиной заинтересуется Netflix — в прошлом году стриминговый сервис выпустил документальный сериал о самой Осаке. Пример с Hana Kuma показывает, насколько широки бизнес-интересы Осаки. Она рекламирует или имеют долю в компаниях, которые покрывают практически все сферы жизни. Среди прочего Наоми инвестирует и в спортивные проекты — в январе 2021 г. она стала совладелицей женского футбольного клуба «Норт Каролина Кураж».