Агрессия и хитрость у сетки: чем Диана Шнайдер удивит в финале Игр-2024
20-летняя теннисистка из топ-25 сыграет с Миррой Андреевой в матче за золото парного разряда4 августа около 17:00 по московскому времени на теннисном турнире Олимпиаде-2024 в Париже пройдет женский финал в парном разряде, в котором россиянкам Мирре Андреевой и Диане Шнайдер будут противостоять итальянки Сара Эррани и Ясмин Паолини. 17-летняя Андреева и 20-летняя Шнайдер – соседи в рейтинге Женской теннисной ассоциации (WTA): 23-я и 24-я позиция соответственно. Но если про Мирру из-за ее крупных успехов (выигрывала юниорский Открытый чемпионат Австралии, доходила до полуфинала взрослого «Ролан Гаррос») поклонники тенниса знают явно больше, то Шнайдер в некотором смысле остается загадкой. «Ведомости. Спорт» – с рассказом о последних достижениях и сильных сторонах Дианы.
Смелая манера
Удачное выступление Шнайдер на Играх-2024 – продолжение успешного текущего сезона. Все три титула основного тура WTA в карьере Диана завоевала в 2024 г., отпраздновав успех на двух турнирах категории WTA 250 в Хуахине (Таиланд) и Будапеште, а еще первенствовала на WTA 500 в немецком Бад-Хомбурге. Причем все вышеперечисленные соревнования прошли на разных покрытиях. Последний раз хет-трик на харде (Хуахин), траве (Бад-Хомбург) и грунте (Будапешт) в возрасте до 21 года делала 15 лет назад датчанка Каролин Возняцки.
В основной сетке взрослых турниров серии «Большого шлема» в одиночном разряде Диана дебютировала в сезоне-2023: дошла до второго круга на Открытом чемпионате Австралии (Australian Open). После этого успеха Шнайдер вошла в топ-100 мирового рейтинга. В текущем году Диана проиграла в первом раунде Australian Open, на этой же стадии остановилась на «Ролан Гаррос» и дошла до третьего круга Уимблдона – это ее лучший результат на одиночных «Шлемах».
В отличие от напарницы по олимпийскому финалу, Шнайдер гораздо удачнее выступает в парном разряде: в юниорах Диана взяла три титула «Большого шлема»: «Уимблдон»-2021, Открытый чемпионат Австралии-2022 и Открытый чемпионат США-2022. На взрослом уровне добиралась до поздних стадий плей-офф «Шлемов». За карьеру Шнайдер по состоянию на начало августа 2024 г. заработала $1,2 млн призовых, $774 000 из них пришлись на сезон-2024. Шнайдер отмечала, что вне корта вниманием спонсоров не избалована: найти их молодому теннисисту из России, который только начинает прогрессировать, сложно из-за политической ситуации. Диана контактировала с агентством IMG (занимается продвижение игроков, в том числе Мирры Андреевой), но заключить контракт не получилось.
«За Шнайдер интересно наблюдать, потому что она постоянно стремится оказывать давление на соперниц, – заявил «Ведомости. Спорту» испанский тренер Хорхе Валеро. – Что в одиночке, что в паре она хочет поскорее получить инициативу в розыгрыше. Это смелая манера, потому что сейчас женский тур постепенно выравнивается, каждый может неожиданно проиграть – поэтому все действуют осторожно. Андреева, несмотря на молодость, в сравнении со Шнайдер выглядит более зрелым игроком. Мирра дергает ритм, присматривается к оппонентке, а Шнайдер действует по принципу «бей-беги». Ее теннис зрелищный, но рискованный».
Русский тренер
Валеро предположил, что Шнайдер раздумывает о разных вариантах продолжения карьеры. «У нее получается и в одиночке, и в паре. Возможно, после удачной Олимпиады-2024 ей захочется сконцентрироваться именно на паре. Парный теннис в плане зрелища переживает не лучшее время, а Шнайдер своим напором и агрессией его точно украсит».
Еще одна отличительная черта Шнайдер – имидж: каждый матч она играет в косынке. «Косынка – это гарантия, что солнечного удара точно не будет, об этом переживать не надо, – поясняла Шнайдер в интервью «Спорт-Экспрессу». – Понятно, что надо принимать и другие меры от обезвоживания, но мне в косынках очень удобно. У меня есть красная, желтая, голубенькая, розовая, темно-синяя. Когда какая-то из них кажется мне счастливой и идет победная полоса – продолжаю в ней играть, не меняю».
Мама спортсменки преподает английский, папа – юрист с боксерским прошлым. В четыре года Диана определила свою судьбу, увидев рекламный щит с приглашением на тренировки по теннису. Она попросилась на занятия – и больше с ракеткой не расставалась. До восьми лет Шнайдер совмещала теннис с танцами и музыкой, но затем спорт вышел на первый план. Что касается тренера, то уроженка Жигулевска (Самарская область) теперь сотрудничает с Игорем Андреевым: он входил в топ-20 лучших теннисистов мира и выигрывал в составе сборной России Кубок Дэвиса-2006.
Диана рассказывала изданию «Чемпионат», что после переезда в США (в 2022 г. поступила в университет Северной Каролины, опасаясь отстранения российских теннисистов от международных турниров из-за спецоперации на Украине) она почти год работала одна и во время визитов в Москву самостоятельно бронировала корты и искала спарринг-партнеров. «Я пробовала много с кем поработать и в России, и за границей. Считаю, что многое зависит от игрока, но тренер и условия вносят свою лепту. Мне не очень нравится, как происходит весь процесс в России, да и в Европе: тяжело найти тренеров, все тебя хотят использовать в каком-то смысле в своих целях, но взамен ничего не дают», – отмечала спортсменка.
Спокойствие и уверенность
До Парижа-2024 Андреева и Шнайдер ни разу не играли вместе, а перед стартом турнира даже не успели потренироваться. Но это не помешало им наладить взаимодействие и сломить сопротивление трех сеяных пар (их соперницы по финалу с сеяными не встречались), включая чемпионок Токио-2020 – чешский дуэт Барбара Крейчикова/Катерина Синякова (6:1, 7:5).
«В паре Шнайдер выделяется в какой-то степени бесстрашием: она идет на мяч, рискует и не задумывается, – заявила «Ведомости. Спорту» бронзовый призер Игр в Лондоне-2012, экс-третья ракетка мира Надежда Петрова. – Если приняла решение, то она это делает. Также она стабильно хорошо подает и принимает, поэтому у них с Миррой отлично тандем сработал. Мирра – мощная девушка, держит удар, а Шнайдер добавила хитрости и шустрости у сетки».
По мнению Петровой, Шнайдер имеет преимущество над соперницами в том числе за счет того, что она левша. «Сейчас очень мало в туре таких игроков. И это, конечно, неудобно для правшей. Диана очень хорошо вкладывается в удары, они свободные, хлесткие. Мяч летит достаточно тяжелый, глубокий, она очень хорошо разгоняет свою руку. Шнайдер старается играть в быстрый и активный теннис, она уверена в своих действиях и спокойна».