Toyota прекратит спонсорскую поддержку МОК после Олимпиады-2024

    По действующему контракту японский автогигант заплатил рекордные $835 млн за четыре года
    Flickr

    Крупнейшая японская автомобилестроительная компания Toyota планирует перестать быть спонсором Олимпийских игр и прекратить сотрудничество с Международным олимпийским комитетом (МОК). Об этом сообщило информационное агентство Kyodo. Действующий четырехлетний контракт Toyota с МОК (истекает по окончании Олимпиады-2024 в Париже, событие пройдет с 26 июля по 11 августа), по данным издания, оценивается в $835 млн. 

    Представители Toyota считают, что МОК расходует деньги от спонсоров неэффективно. При этом автомобильный гигант желает сохранить контракт с Международным паралимпийским комитетом (МПК). Но осуществить это будет трудно, поскольку большинство спонсоров обычно подписывают с МОК и МПК единый договор. 

    Toyota входит в программу Top (The Olympic Partner) – высшую категорию спонсорства Олимпийского движения, которая предоставляет компаниям-спонсорам эксклюзивные глобальные маркетинговые права на летние и зимние Олимпийские игры одновременно. Это один из главных источников дохода МОК, затем распределяемого между всеми участниками Олимпийского движения: оргкомитетами, Национальными Олимпийскими комитетами (НОК), международными спортивными федерациями и самими спортсменами. 

    Помимо финансовой поддержки, получаемой от спонсорства, продукция и услуги Tор-партнеров используются при организации Олимпийских игр (например, Toyota поставит для соревнований в Париже свыше 3000 экологически чистых автомобилей – водородных Toyota Mirai). Кроме того, компании-партнеры помогают продвигать Олимпийские игры за счет проведения маркетинговых кампаний, помогая олимпийскому движению обращаться к международной аудитории.

    Top-спонсоры имеют билеты на лучшие места на всех соревнованиях, доступ к олимпийскому архиву, возможность выставлять продукцию на олимпийских объектах и приоритетное право заключения договора на новый цикл.

    Как cообщило издание SportsPro, за прошедший четырехлетний цикл (завершился перенесенной из-за пандемии с 2020 на 2021 г. летней Олимпиадой в Токио) МОК получил доход в размере $7,6 млрд. Из них более $2 млрд – за счет 15 партнеров из категории Top. «У нас есть действующее соглашение с Toyota до Олимпийских игр в Париже. Мы продолжаем тесно сотрудничать и ждем возможности воплотить наши амбициозные планы в жизнь», – говорится в заявлении МОК. 

    Желание МОК сохранить Toyota в спонсорском портфеле оправдано: контракт на $835 млн является рекордом для всех спонсорских сделок с МОК. Обычно контракты высшей категории заключаются на сумму около $100 млн на четыре года и на $200 млн – на восемь лет. 

    SportsPro также пишет, что, вероятно, нежелание Toyota продолжать спонсировать МОК не связано с нецелевым расходованием средств. Главным фактором послужили огромные затраты Японии на проведение Олимпиады-2021: окончательная сумма составила почти $13 млрд, что вдвое больше первоначальной оценки. В Toyota посчитали, что спонсировать убыточное мероприятие в дальнейшем бессмысленно. 

    В списке Тоp-спонсоров могут произойти и другие изменения. Еще четыре партнера – Atos, Bridgestone, Intel и Paramount – еще не сообщили, будут ли они продлевать контракты после Игр в Париже. Если они присоединятся к Toyota, то поиск новых спонсоров станет главной задачей МОК на ближайшую перспективу.  

    В середине мая оргкомитет Игр в столице Франции сообщил, что достиг 99% целевого показателя доходов от местных спонсоров, размер которого составляет 1,24 млрд евро. В программе «местного» спонсорства Олимпийских игр участвуют около 80 различных компаний. По данным SportsPro, некоторые из премиальных партнеров заплатят за право быть представленными на Олимпиаде свыше 100 млн евро. Например, по соглашению с компанией по производству продуктов роскоши LVMH оргкомитет получит около 150 млн евро. 

    В дополнение к спонсорским доходам оргкомитет Парижа-2024 рассчитывает получить 1,4 млрд евро от продажи билетов и предоставления гостиничных услуг. За пределами Франции пока больше всего билетов купили болельщики из Великобритании, США, Германии, Нидерландов и Бельгии. 

    Достижение целевых показателей по доходам, в том числе от спонсоров, имеет важное значение для МОК. Организация хочет продемонстрировать миру, что Олимпийские и Паралимпийские игры реально провести без огромных убытков, во многом связанных с постройкой и поддержкой объектов для соревнований. 

    Российские атлеты по решению МОК допущены до парижской Олимпиады в нейтральном статусе, но при этом они не могут соревноваться в командных видах спорта. К участию в Играх не допустят спортсменов, открыто поддерживающих специальную военную операцию (СВО) и имеющих отношение к силовым структурам. Согласно данным МОК, Россию на Играх представят не более 55 спортсменов.