МОК проведет киберспортивные турниры по теннису, велогонкам и другим видам. Это приближает геймеров к Играм?

    Томас Бах хочет «омолодить» олимпийскую программу, но сомневается, что киберспорт подходит
    Показательные турниры по киберспорту проходили на Летних Азиатских играх в 2018 г. – Томас Бах обещал внимательно изучить этот опыт и на его основании разработать для индустрии рекомендации по сближению с МОК
    Показательные турниры по киберспорту проходили на Летних Азиатских играх в 2018 г. – Томас Бах обещал внимательно изучить этот опыт и на его основании разработать для индустрии рекомендации по сближению с МОК /Leon Neal / Getty Images

    Международный олимпийский комитет (МОК) запланировал на ближайшее лето неделю киберспорта (Olympic Esports Week). Геймеров ждут в Сингапуре с 22 по 25 июня. Соревноваться будут в девяти дисциплинах: стрельбе из лука (Tic Tac Bow), бейсболе (WBSC eBaseball: Power Pros), шахматах (Chess.com), велогонках (Zwift), танцах (Just Dance), гонках – автомобильных (Gran Turismo) и парусных (Virtual Regatta), теннисе (Tennis Clash) и тхэквондо (World Taekwondo VR).    

    В открытых квалификациях, которые стартовали 1 марта и продолжатся до 15 мая, могут поучаствовать все желающие. Соревнования решили организовать после довольно успешного эксперимента с Олимпийской виртуальной серией, которая прошла в 2021 г. В ней приняли участие более 250 000 человек из 100 стран мира. В программе были бейсбол, автогонки, велогонки, гребля и парусный спорт.    

    Выбор дисциплин для олимпийской недели не очень понравился представителям киберспортивной индустрии. Они считают, что МОК специально отобрал не самые зрелищные виды, чтобы в перспективе отказаться от поддержки киберспорта, используя в качестве аргументов низкие просмотры и отсутствие интереса со стороны профессиональных игроков. 

    Отношения между киберспортом и олимпийскими чиновниками, действительно, складываются непросто. Так, в 2017 г. глава МОК Томас Бах пресекал на корню любые разговоры о перспективах геймеров на Олимпиадах. 

    «Мы не можем включить в программу Олимпийских игр то, что пропагандирует насилие и дискриминацию, – говорил Бах в интервью AP. – По нашему мнению, киберспорт не соответствует понятиям олимпийских ценностей». 

    К концу того же года риторика Баха несколько изменилась. Он отметил популярность киберспорта, особенно среди молодежи и отдельно подчеркнул, что «игроки зачастую готовятся и тренируются с интенсивностью, которая может быть сопоставима с представителями традиционных видов спорта».  

    Молодежь – особенно ценный ресурс для МОК. В погоне за этой аудиторией чиновники активно стараются «омолодить» олимпийскую программу, включая в нее все новые и новые дисциплины, которые еще недавно характеризовались как субкультуры. В Париже, например, в 2024 г. пройдут соревнования по серфингу, брейк-дансу и скейтбордингу. 

    По данным авторитетных исследовательских компаний NewZoo и Nielsen, ядро зрительской аудитории киберспорта (около 600 млн человек, к 2024 г. прогнозируется рост до 920 млн) составляют люди в возрасте от 18 до 34 лет. Это весомый аргумент для Международного олимпийского комитета.  

    Но важно понимать: киберспорт – огромная индустрия, которая живет и зарабатывает по своим правилам. И зарабатывает очень неплохо. Так, по данным аналитиков той же NewZoo в 2021 г. общий доход индустрии превысил $1 млрд. Более 75% от этой суммы составили поступления от рекламодателей и продажи медиаправ. Устанавливать бизнес-отношения с МОК, у которого целый список требований и ограничений, сложно. Опыт НХЛ не раз показывал, что уступки – это не про олимпийское движение. 

    И, конечно, нельзя списывать со счетов ряд важных институциональных препятствий, вроде отсутствия международной федерации и внятного подхода к допинг-контролю.