«Расходы будут больше, но и доходы тоже». Кто и как планирует использовать хоккейную «Сибирь-Арену»
Пока спорткомплексом за 17+ млрд руб. заведует область, но ХК «Сибирь» готов взять управление на себяВесной 2018 г. Россия получила право провести молодежный чемпионат мира (МЧМ) по хоккею 2023 г. Столицей турнира назначили Новосибирск, но чуть позже матчи решили разделить между двумя городами. Омску требовалась дополнительная мотивация, чтобы заново отстроить аварийную арену и вернуть домой «Авангард», вынужденно гостивший в подмосковной Балашихе.
И все же главной площадкой чемпионата готовился стать Новосибирск. Ледовый дворец спорта «Сибирь» (ЛДС), где проводила домашние матчи местная одноименная команда, с 1964 г. устарел морально и материально – к примеру, гостевая раздевалка была худшей в КХЛ. Новую арену решили строить на левом берегу Оби, где еще в конце 1960-х планировали разместить большой спортивный кластер – «сибирские Лужники».
Проект шестиэтажного комплекса с двумя ледовыми площадками (игровой и тренировочной), двухъярусными трибунами на 10 000+ мест, универсальным спортзалом и многочисленными специальными помещениями (раздевалки, столовая, тренажерный зал и т. д.) разработали в Москве. Проектный институт «Арена», в резюме которого внушительный список крупных спортобъектов – от столичного «Мегаспорта» до арен ЧМ-2018, – выиграл конкурс минстроя Новосибирской области, предложив свои услуги за 89 млн руб. С главным подрядчиком – ООО «Элинальфа» (компания строила для ЧМ-2018, Универсиады-2019) – определились весной 2019 г., контракт на первый этап работ стоил 5,7 млрд руб., на второй – 3,51 млрд руб. Сдать объект планировалось в августе 2022 г., чтобы успеть провести тестовые матчи до МЧМ.
Но сначала работы притормозила пандемия – не хватало рабочих, усложнилась логистика, – а в марте 2022 г. Международная федерация хоккея (IIHF) в связи с событиями на Украине забрала у России чемпионат. Переформулирование дедлайнов не помешало почти вовремя сдать в эксплуатацию 12-тысячную «G-Drive арену» в Омске, а вот Новосибирску пришлось ждать нового спортобъекта еще целый год.
Обещанного ждут
«Сибирь-арену» возводили в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни», т. е. значительная часть финансирования шла из госбюджета. Несмотря на это, новосибирская стройка за последние полтора года обросла таким количеством негативных сюжетов – от банкротства субподрядчиков до хищения миллионов, – что почти догнала по скандальности 10-летнюю стройэпопею «Газпром арены» в Питере. Прежде всего несколько раз увеличивалась стоимость объекта. Финальные цифры еще не озвучены, но изначальные 10,5 млрд руб. к весне 2023 г. превратились в 17,2 млрд руб. И даже если из 64% роста вычесть 30% инфляции, удорожание очевидно. Для него, конечно, есть и объективные причины: из-за санкций усложнилась и сильно выросла в цене доставка материалов и оборудования из-за рубежа. Поэтому там, где возможно, в Новосибирске практиковали импортозамещение, что не могло не сказаться на сроках: корректировки проекта требовали согласований. Так, разноцветные светопрозрачные фасадно-витражные конструкции изготовили и смонтировали местные специалисты. Польскую напольную плитку заменили на отечественную, французское оборудование трансформаторной подстанции – российским. Сиденья на телескопических трибунах основной арены тоже отечественного производства, как и тепловые пушки для просушки экипировки в раздевалках. А вот две заливочные машины (по 15 млн руб.) иностранные.
Едва ли не самой обсуждаемой проблемой «Сибирь-арены» стал неоднократный срыв сроков сдачи. Летом 2022 г. «расслаблением» на стройке возмущался даже вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По результатам визита в Новосибирск он инициировал служебную проверку, но это не помогло. Дату первого матча переносили (и не раз) даже после официального ввода объекта в эксплуатацию в декабре 2022 г. Причем в публичных анонсах региональные власти и клуб нередко расходились в показаниях.
В итоге тестовое открытие «Сибирь-арены» состоялось 13 августа. Играли юношеские (до 18 лет) сборные России и Белоруссии, билеты распространялись бесплатно. А 7 сентября впервые на лед вышли команды КХЛ: «Сибирь» принимала казахстанский «Барыс» – и аншлаг собрали уже по всем правилам. Предматчевое шоу, которое готовили две недели с привлечением компании из Москвы, зафиксировало хорошее качество света и звука на новой арене, но не запомнилось оригинальностью концепции и внятностью идеи. А самым впечатляющим эпизодом открытия стало традиционное «Славься, Сибирь!» от болельщиков по ходу исполнения гимна страны.
Наблюдательный совет
Хоккейный клуб, для которого «Сибирь-арена» стала домашней площадкой, к строительству отношения не имел – команда перебралась на новый объект лишь в августе 2023 г. «Мы еще не обжились, сейчас в качестве кошки в новом доме», – объясняет в разговоре с «Ведомости. Спортом» генеральный директор «Сибири» Кирилл Фастовский. Он был консультантом по спортивной части на стадии проектирования объекта, но по ходу работ в процесс не вмешивался. «Оказалось, живьем это лучше выглядит, чем на чертежах», – делится он первым впечатлением от готовой арены. Фастовский доволен условиями для хоккеистов, но признает: «Есть вещи, которые я бы изменил, если бы проектирование шло сейчас». За пять лет, что потребовались на возведение спорткомплекса, хоккей успел измениться – например, численность персонала в команде увеличилась. «Точильные станки стали больше – теперь это самолеты какие-то, и помещения для них нужны другие, – добавляет Фастовский. – Раньше было достаточно пылесоса, который вытягивал пыль, а теперь без центральной вытяжки помещение для заточки коньков невозможно. В плане восстановления игроков тоже много изменений – мы играем через день, значимость восстановительных процедур увеличилась. Появилось новое оборудование, а для него нужны помещения, но это в проекте заложено не было».
Даже скамейку запасных пришлось на новой арене оперативно переделать – подвинуть ее ближе к борту, как того требуют современная хоккейная мода и нынешний главный тренер «Сибири» Дэвид Немировски.
Среди задач, которые отложили на попозже, к следующему сезону, – увеличение вместимости. «Это главный источник дохода и создания атмосферы на арене», – говорит Фастовский. По его мнению, блитчеры (мобильные трибуны, расположенные максимально близко к катку) на «Сибирь-арене» сделаны «не совсем по-современному», при более удачном размещении можно добавить до 1000 мест. «Летом мы уже кое-что поменяли: на центральной трибуне была площадка для статистиков – обязательных участников матча, – и она перекрывала обзор соседним местам, которые было бы сложно продать, – рассказывает Фастовский. – Совместно с КХЛ мы определили другое место для статистиков и убрали платформу. Это позволило нам добавить 20 мест, причем самых дорогих».
Хозяйствующие субъекты
На прежней домашней площадке «Сибирь» была не просто арендатором, а осуществляла оперативное управление объектом по долгосрочному соглашению. За три последних межсезонья клуб сделал в ЛДС настолько капитальный ремонт (за 1,17 млрд руб. от группы «Сибантрацит»), что теперь дворец соответствует всем требованиям Международной федерации. Но на «Сибирь-арене» пока другой хозяин – ГАУ НСО «Арена». Попечительский совет клуба, который возглавляет губернатор Новосибирской области Андрей Травников, решил, что на «переходный» сезон управление сооружением (и, конечно, расходы) возьмет на себя область. «При запуске любого дворца всегда есть недоделки, нужно время на адаптацию», – объясняет выбор схемы хозяйствования Фастовский.
Пока хоккейная команда (даже две – КХЛ и молодежная) квартирует на «Сибирь-арене» в статусе арендатора, из источников дохода клубу доступны только продажа билетов и брендированной продукции (восемь торговых точек в фойе во время матчей, стационарный магазин запланирован, но еще не реализован). Фастовский с раздраженной неохотой говорит о том, как это повлияет на выручку «Сибири»: «Снижение произойдет, но несущественное». Он считает, что сравнивать «две разные жизни», на старой и новой аренах, неправильно. И действительно: зачем сравнивать, если основные статьи дохода клуба никак не связаны с matchday: 713,6 млн руб. 2023 г. от области плюс спонсорские контракты (компания по выпуску углеграфитовой продукции «Эл 6», авиакомпания S7, производитель пластиковых окон/дверей Veka, букмекер Winline и «Новосибирскэнергосбыт») плюс бонус от КХЛ (25,8 млн руб. по итогам сезона 2022/23).
И все же Фастовский признает, что теперь «Сибирь» может предложить болельщикам больше вариантов билетов и абонементов, привлечь больше зрителей. «Сейчас у нас 15–20 категорий билетов на трибуны по цене от 390 руб. и почти до 3000 руб., – рассказывает он. – Много видов абонементов – семейные, выходного дня, наборные и т. д. Интерес к ним вырос раза в полтора. Мы фактически предложили новую билетно-абонементную программу – старый стадион этого не позволял».
Премиальные ложи по всему периметру новой арены – еще один способ заработать. По словам Фастовского, из 33 почти 20 проданы на сезон. Задачу по посещаемости гендиректор формулирует так: по итогам сезона попасть в топ-5 по заполняемости в КХЛ. В чемпионате 2022/23 на шеститысячной арене «Сибирь» с показателем 89,2% (5403 зрителя в среднем на матче) входила в четверку лучших, но на 10-тысячнике достичь таких цифр будет непросто, хотя по первым трем играм статистика отличная – 94% (9903). И это при том, что добираться до арены пока не слишком удобно – ближайшее метро «Спортивная» почти готово (на 97% еще в августе), но не открыто, а до следующей станции не меньше 20 минут пешком.
За кейтеринг на «Сибирь-арене» в текущем сезоне клуб не отвечает. Оператора питания управляющая компания выбрала через открытый аукцион – им стало новосибирское ООО «Арена кейтеринг» известного ресторатора Дениса Иванова. Компания обслуживает буфеты в фойе и ресторан, расположенный на уровне лож, – за 8990 руб. там можно посмотреть матч с неограниченным доступом к «шведскому столу», включая вино и пиво.
Ресторан будет работать во время хоккейных матчей и других мероприятий. Директор арены Павел Морозов подтвердил «Ведомости. Спорту», что планируется загружать объект не только другими спортивными событиями, но также концертами и шоу-программами. «Ведем переговоры с ледовыми шоу наших известных фигуристов», – добавил он.
Техническое оснащение «Сибирь-арены» позволяет быстро переоборудовать ее под разные задачи. Например, на смену подледной рекламы понадобится лишь несколько дней. «Под концерты на льду может быть расположена партерная рассадка или танцпол, – рассказывает Морозов о диапазоне вместимости арены. – Каток застилается специальным теплоизолирующим покрытием Ecotech Heat Ice, которое позволяет сохранить лед в идеальном состоянии».
Многофункциональность арены должна способствовать ее эффективному коммерческому использованию – в ГАУ планируют, что таким образом смогут компенсировать 30% расходов на содержание комплекса. А в конце сезона попечительский совет клуба примет решение по дальнейшей эксплуатации арены. «Мы абсолютно готовы взять оперативное управление на себя, – говорит Фастовский. – Да, расходы тут будут больше [по сравнению с ЛДС], но и доходы тоже».